Ай дон дуун (песни байкало-кударинских бурят)

Паспорт объекта и справочная информация

  1. Наименование объекта: "Ай дон" дуун (песня Байкало-кударинских бурят)
  2. Краткое описание: Песня «Ай дон» в фольклоре западных бурят считается самой древней по происхождению, была связана с культом плодородия, жертвоприношения небу, земле, духам-хозяевам родовых гор, рек, родовой территории.
  3. ОНКН категория: песенная традиция бурят.
  4. Этническая принадлежность: буряты.
  5. Конфессиональная принадлежность: буддизм.
  6. Язык:  бурятский, русский.
  7. География, место бытования: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Ранжурово.

"Ай дон" дуун

(песня байкало-кударинских бурят)

Песня «Ай дон» в фольклоре западных бурят считаются самой древней по происхождению, была связана с культом плодородия, жертвоприношения небу, земле, духам-хозяевам родовых гор, рек, родовой территории.  Исполнение песни «Ай дон» было  обязательным компонентом обрядовой системы белого шаманства, и посвящалась богу- громовержцу Айя [1, С.214].

Пели «Ай дон» дуун  люди старшего возраста. Начинал и вел песню запевала, остальные певцы  хором повторяли вслед каждую строку песни, которая начиналась с протяжного рефрена «А- hээ…» [2, C.19].

А-hээ, айдон гэжэ зугаалаябди.

А-hээ, хонгор шубууниинь ерэбэ гээшэ.

А-hээ, Худараяа нюрга бариба гээшэ.

А-hээ, хүндэтэ айлшад ерэбэ гээшэ.

А-hээ, танилсахаяа ерэбэ гээшэ ха юм даа.

А-hээ, сахали шубуун ерэбэ гээшэ.

А-hээ, Сэлэнгын нюрга бариба гээшэ.

А-hээ, сэнтэй айлшад ерэбэ гээшэ.

А-hээ, зугаалхаяа ерэбэ  гээшэ ха юм даа.

А-hээ, ай дон споем.

А-hээ, птицы прилетели.

А-hээ, на хребет Кудары направились,  

А-hээ, почетные гости пожаловали.

А-hээ, познакомиться прибыли.

А-hээ, перелетные птицы прилетели.

А-hээ, в долину реки Селенги направились,

А-hээ, дорогие гости прибыли.

А-hээ, побеседовать приехали.

Служебная информация

     1. Авторы описания: Дылгырова Аюна Санжижаповна.

     2. История выявления и фиксации объекта. Выездная фольклорно – этнографическая экспедиция Республика Бурятия, Кабанский район, с. Корсаково, 1 ноября 2022г.

Информаторы: народный фольклорный ансамбль "Худара", солистка народного фольклорного ансамбля "Худара"  Убонова Мария Борисовна, 1930 г.р.

     3. Библиография:

     1. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства. На материале обрядового фольклора бурят.-М,: Наука,1991.

  1. Фролова Г.Д. Бурятские народные песни . Песни хонгодоров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002.

Видеография: 

Объекты нематериального культурного наследия народов района

Обряд укладывания ребенка в колыбель – «Үлгыдэ оруулха»

Обряд укладывания ребенка в колыбель – «Үлгыдэ оруулха»

Традиция изготовления и использования подрушников (подушечек-ковриков для земных поклонов) у семейских Бичурского района.

Традиция изготовления и использования подрушников (подушечек-ковриков для земных поклонов) у семейских Бичурского района.

Технология изготовления изделий из шкуры, кожи и волоса в быту у окинских бурят

Технология изготовления изделий из шкуры, кожи и волоса в быту у окинских бурят

Устное народное творчество. Оньhон угэ — Пословицы

Устное народное творчество. Оньhон угэ - Пословицы