Икона семейского куналейского письма (куналейская иконопись)
1. Вид объекта
Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории.
2.Этничекая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русские (семейские Забайкалья).
3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русский язык (семейский диалект), церковнославянский язык.
4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).
Старообрядчество.
5. Наименование места (мест) бытования объекта.
Тарбагатайский район Республики Бурятия.
6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Большой Куналей, Куйтун, Тарбагатай, Десятниково и другие семейские деревни Тарбагатайского района Бурятии.
7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Республика Бурятия.
8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.
Широта: 51°28′55″ с.ш., долгота: 107°21′41″ в.д. (также Широта: 51°02′59″ с.ш. долгота: 107°49′47″ в.д.; Широта: 50°35′17″ с.ш., долгота: 107°36′07″ в.д.; Широта: 52°16'52'' с.ш., долгота: 108°52'17'' в.д.).
9. Краткое описание объекта.
Для старообрядчества характерно сохранение и развитие иконописи в стиле «старого письма», получившего распространение в Византии и в дораскольной Руси. На протяжении всего имперского времени в разных регионах страны формировались сначала подпольные, а после введения единоверия полуподпольные старообрядческие иконописные мастерские. Наиболее известные школы старообрядческой иконописи находились в Москве, Подмосковье (Гуслицы и др.), Владимирских сёлах (Мстёра, Палех, Холуй), в Поволжье, на Русском Севере, Урале, Ветке, а также в других местах массового проживания старообрядцев. Долгое время считалось, что у семейских старообрядцев Забайкалья не было своего иконописного искусства и что они, помимо дораскольных образов, использовали иконы, произведённые в других регионах (Москва, Урал, Владимирские сёла и др.). Исследования последних лет, в том числе экспедиционное обследование 10 сёл Тарбагатайского района позволяет утверждать, что здесь существовало своё иконописное производство, которое имеет выраженную специфику и узнаваемый стиль.
10. Подробное описание объекта.
Уникальность икон семейского письма заключается в их аутентичности и историко-культурной ценности. Они производились одним или несколькими мастерами в одной из местных старообрядческих деревень в период конца XIX – первой трети XX вв. Наряду с повторением основных сюжетов русской иконописи и стремлением воспроизвести технологические параметры этого сложного жанра, в подобных иконах запечатлён узнаваемый местный стиль. С одной стороны, он является забайкальским вариантом так называемых «деревенских писем», а с другой – вобрал в себя семейскую культуру и обогатил её собой. Поэтому иконы семейского письма представляют собой одну из вершин развития религиозного искусства забайкальских старообрядцев и входят в сокровищницу культуры Республики Бурятия.
Сам факт существования иконописания у семейских и наличия икон местного письма говорит о высоком уровне развития культуры и искусства. Выявление и сохранение ранее не известного центра старообрядческого иконописания в Сибири представляет большую ценность не только для науки. Это также очень важно для популяризации семейской культуры и продвижения традиционных ценностей, проявляющихся в религиозном искусстве народов Забайкалья.
Исторически старообрядцы являются хранителями древневизантийского и древнерусского церковного искусства. Именно они сохранили иконы в стиле «рублёвского письма», несмотря на гонения и запреты со стороны официальной светской и церковной власти. Для этого они создавали подпольные (а со времени введения единоверия полуподпольные) иконописные мастерские в разных регионах. Особой проблемой была подготовка профессиональных иконописцев. Именно поэтому достаточно широким феноменом дореволюционной России стали непрофессиональные иконы «деревенских писем», которые создавались в разных регионах. Тем не менее, до недавнего времени, о деревенских письмах семейских старообрядцев была известна только общая информация. Экспедиции в пространстве Тарбагатайского района (в том числе предпринятая летом 2022 г.) позволили не только подтвердить факт существования местной иконописи в дореволюционное и первое послереволюционное время, но и локализовать один из её центров, который находился в селе Большой Куналей. Соответственно, иконный материал, произведённый здесь (который заметно отличается от продукции, созданной мастерами таких семейских сёл как Никольское, Окино-Ключи и Бичура), можно назвать «куналейским письмом». Известна фамилия одного из местных мастеров (Сазонов), который, возможно, имел учеников.
Древлеправославная иконопись является глубоко символическим религиозным искусством, призванным визуализировать разные сюжеты христианской Картины мира. В основу иконописных сюжетов берутся разные фрагменты христианской (в старообрядческой версии) литературы. Традиции, сложившиеся за века развития (темперная живопись в нереалистичном стиле «старого письма» на специально подготовленной доске), выступают как общие основы этого жанра искусства. Местная специфика разных регионов, школ и мастеров выступают творческим развитием традиции, создавая местный аутентичный материал.
Для икон семейского письма характерны следующие параметры. Чаще всего они выполнены на грубо обработанных досках разного размера, которые не имеют шпонок или имеют одну заднюю шпонку по центру. Исключение составляют несколько икон (произведённых в других регионах на хорошо подготовленных досках с двумя профилированными шпонками) утративших лики и в рамках реставрации «записанных» местным мастером. Лицевая сторона чаще не имеет паволоки и левкаса, поэтому чаще всего (есть несколько исключений) темперная краска наносилась прямо на древесину. Изображение не покрыто олифой, что привело к замыванию некоторых изображений при многократном мытье икон перед большими церковными праздниками. Образа написаны непрофессиональным мастером (или его учениками), что позволяет отнести их к такому феномену русской иконы, как «наив» (наивные письма). Наряду со стремлением повторить классические приёмы «школьных» иконописцев (композиция, красно-синяя опушь, цветовая гамма облачений и др.), отмечается и творческое переосмысление колорита и композиционных решений. Например, на многих образах можно заметить использование интенсивного жёлтого (что отчасти может быть объяснено подражанием золочению), а также некоторые диспропорции (в том числе в масштабировании Предстоящих, написанных на полях и др.). Из нескольких десятков обследованных икон наиболее частым сюжетом оказался «Кирик и Улита», который, очевидно, у мастера получался наиболее удачно и пользовался спросом потребителей. Также встречаются такие сюжеты как: Спас-Вседержитель, Воскресение, Богородица-Одигитрия, Богородица-Елеус, Богородица-Оранта, Богородица – Неопалимая купина, Покров Пресвятой Богородицы, Собор 12 апостолов, Никола Чудотворец – Никейское чудо, Огненное восхождение Илии Пророка и др.
Иконам семейского письма присуща детская искренность, которая позволяет душевно передавать и воспринимать высокие и строгие смыслы христианского учения. Они упрощённо и доходчиво визуализируют разные сюжеты Писания и Предания, в чём отразился не только уровень мастерства, но также вкусы и запросы потребителя, которым являлся семейский старообрядец рубежа XIX-XX вв. и последующего времени.
11. Предметы, связанные с объектом.
Лестовка (моленные чётки) и подрушник (подушечка-коврик для земных поклонов).
12. Техники и технологии, связанные с объектом.
Иконопись.
13. Способы и формы передачи объекта.
Иконы семейского письма, так же как другие писанные и литые образа, передаются семейскими старообрядцами из поколения в поколение. Соответственно, основным каналом трансмиссии наследия дореволюционных семейских иконописцев является семья. Другим институтом, в рамках которого осуществляется передача и сохранение икон, является старообрядческая церковь в лице разных приходов Русской Древлеправославной Церкви. Музейные учреждения пока только подходят к пониманию необходимости вплотную заниматься этим вопросом.
14. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Носителями традиции куналейского письма являются иконы, написанные в конце XIX – первой трети XX вв. в семейском селе Большой Куналей, а также старообрядцы, которые используют их как объект почитания.
15. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Основными хранителями икон семейского (в том числе куналейского) письма являются старообрядцы разных деревень Тарбагатайского (ещё Мухоршибирского, Бичурского, Заиграевского, Хоринского и др.) района Бурятии, а также некоторые местные приходы Русской Древлеправославной Церкви. Для сохранения этого историко-культурного феномена необходимо: продолжать работу, направленную на фиксирование и изучение икон семейского письма, их музеефицирование и экспонирование. Особую роль должны сыграть научные и популярные публикации, продвигающие информацию об их ценности и методах оптимизации хранения.
16. История выявления и фиксации объекта.
Ежегодные экспедиции А.В. Кострова (2001-2022 гг.). Экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.
17. Источники информации об объекте.
Иконы семейского куналейского письма их фото, а также интервью хранителей. Архив ежегодных экспедиций А.В. Кострова 2001-2023 гг. Архив экспедиции БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.
Публикации:
1. Ильина-Охрименко Г. И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XX вв.: резьба и роспись. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. 88 с.;
2. Гудина А. В. Стилистические особенности народной иконы в Бурятии (XIX – начала XX вв.) // Гуманитарный вектор. 2012. №3(31). С. 193-199;
3. Бураева С. В., Васильева С. В. Старообрядческие иконы Бурятии: научно-популярное издание / Науч. ред. А. В. Костров. Улан-Удэ: ЭКОС, 2020. 160 с.;
4. Костров А.В. Икона куналейского письма – семейский взгляд на образ Неба // Вестник антропологии. 2024. №3.
18. Современное состояние объекта.
Иконы семейского письма бытуют как в храмовом, так и в домашнем пространстве современных местных старообрядцев и их потомков. Основной формой бытования является выполнение роли объекта религиозного культа, что выражается в помещении их в иконостасах или на стенах старообрядческих храмов, а также на божницах в домашних «передних» углах. Помимо моления, образа местного письма, также как и другие иконы, используются во время родительского благословения молодожёнов и при других обрядовых действах.
На фоне интенсивного антикварного «вымывания» икон из быта современных семейских старообрядцев и их потомков, количество подобного иконописного материала уменьшается. Также сказывается отсутствие элементарных знаний о правилах хранения живописных произведений и сохраняющаяся традиция мыть иконы перед церковными праздниками. Дело в том, что, в отличии от икон, написанных в известных центрах, местные образа не имеют паволоки, левкаса и чаще всего не покрыты олифой. Поэтому красочный слой со временем заметно утрачивается. В связи с этим необходимо проводить работу, направленную на фотофиксацию, описание, музеефикацию и исследование подобных объектов нематериального наследия. Этому должны сопутствовать просветительские акции, в рамках которых до владельцев икон будет доноситься информация о правилах их хранения.
19. Авторы (составители) материалов об объекте.
Костров А.В., доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.
20. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.
Фото 1. Спас Вседержатель. Икона куналейского письма. Конец XIX - первая треть XX вв. Фото А.В. Кострова.
Фото2. Богородица елеус. Икона куналейского письма. Конец XIX - первая треть XX вв. Фото А.В. Кострова.
Фото 3. Богородица елеус. Икона куналейского письма. Конец XIX - первая треть XX вв. Фото А.В. Кострова.
Фото 4. Воскресенье. Икона куналейского письма. Конец XIX - первая треть XX вв. Фото А.В. Кострова.
Фото 5. Евангелист. Икона куналейского письма. Конец XIX - первая треть XX вв. Фото А.В. Кострова.
Фото 6. Собор Апостолов. Икона куналейского письма. Конец XIX - первая треть XX вв. Фото А.В. Кострова.
Фото 7. Святой Николай Чудотворец. Икона куналейского письма. Конец XIX - первая треть XX вв. Фото А.В. Кострова.