Иконопись и оформление иконостаса старообрядческой церкви Рожества Иоанна Предотечи (Русской Древлеправославной Церкви) в с. Нижний Саянтуй Тарбагатайского района

Иконопись и оформление иконостаса старообрядческой церкви Рожества Иоанна Предотечи (Русской Древлеправославной Церкви) в с. Нижний Саянтуй Тарбагатайского района

1. Вид объекта.

Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории.

2. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русские (семейские Забайкалья).

3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русский язык (семейский диалект), церковнославянский язык.

4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).

Старообрядчество (Русская Древлеправославная Церковь).

5. Наименование места (мест) бытования объекта.

Село Нижний Саянтуй (Вахмистрово) Тарбагатайского района.

6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Село Нижний Саянтуй (Вахмистрово) Тарбагатайского района.

7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Республика Бурятия.

8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.

Широта: 51°44′15″ с.ш., долгота: 107°30′47″ в.д

9. Краткое описание объекта.

Храм был построен в 2015 г. и освящён в честь Рожества (старообрядческое написание названия праздника Рождества) Иоанна Предотечи. В нём служит старообрядческий священноиерей отец Александр, который также окормляет некоторые другие сёла Тарбагатайского и других районов республики. В 2016-2018 гг. его иконостас расписал старообрядческий иконописец Вячеслав Владимирович Измайлов (родившийся в 1966 г. и долгое время проживающий в Тарбагатае).

10. Подробное описание объекта.

Исторически старообрядцы являются хранителями древневизантийского и древнерусского церковного искусства. Именно они сохранили иконы в стиле «рублёвского письма», несмотря на гонения и запреты со стороны официальной светской и церковной власти. Для этого они создавали подпольные (а со времени введения единоверия полуподпольные) иконописные мастерские в разных регионах. Особой проблемой было воспроизведение иконостаса как важной части убранства храма. Именно поэтому в их среде получили распространение письменные походные иконостасы малого формата и литые праздничные створы. При первой же возможности старообрядцы старались не только построить храм, но и украсить его полным иконостасом. Беспрепятственно реализовать свои стремления они смогли только после 1905 г., что привело к появлению около 1000 древлеправославных храмов по всей России. Тогда же появляются старообрядческие церкви и часовни во всех крупных семейских сёлах. Но так как серьёзной школы древлеправославной иконописи в регионе не было, иконостасы этих церквей в основном расписывали выходцы из других старообрядческих регионов (Урал, Владимирские сёла и др.). Тем не менее, икона «старого письма» стала одним из ключевых маркеров идентификации этой группы, а полный церковный иконостас – апофеозом её утверждения. В наше время семейские старообрядцы Бурятии также серьёзно относятся к соблюдению традиций при оформлении сакрального и прилегающего к нему пространства. Поэтому они ценят наличие местной иконописи и возможности её использования при создании убранства своих храмов.

Иконостас представляет собой деревянную перегородку, находящуюся в восточной части внутреннего пространства церкви. Она имеет чёткую структуру, включающую в себя три уровня: нижний (с Царскими вратами), средний (с Праздниками) и верхний (с Деисусным чином). Царские врата находятся по центру нижнего уровня и содержат на себе образы Благовещения (Архангел Гавриил и Богородица) и четырёх евангелистов (Матфей и Марк справа, Иоанн и Лука слева). По бокам от врат имеется по две иконы (справа «Спас Нерукотворный» и «Вседержитель» в рост, слева «Знамение Пресвятой Богородицы» и «Феодоровская икона Богородицы»). Надо сказать, что расположение этих образов здесь является уникальным. Диаконовы двери, находящиеся справа и слева от врат, имеют на своём поле образы «Архангела Гавриила» (справа) и «Архангела Михаила» (слева). По сторонам от дверей в определённом порядке висит по четыре иконы. В правой части нижнего ряда это «Покров Пресвятой Богородицы», «Воздвижение Честного Креста», «Пророк Илья» и «Св. Сергий Радонежский». В левой части находятся иконы «Сошествие Святаго Духа», «Св. Пантелеймон», «Казанская икона Богородицы» и «Св. Варвара».

Второй уровень включает в себя «Праздничный чин» и содержит следующие иконы (слева-направо): «Вознесение», «Вход Господень в Иерусалим», «Введение Богородицы во Храм», «Воскресение», «Богоявление», «Рожество Христово», «Троица Ветхозаветная», «Преображение», «Сретение», «Благовещение», «Рожество Богородицы», «Успение Богородицы». Посредине второго уровня (между иконами «Рожество Христово» и «Троица Ветхозаветная») находится напрестольное литое распятие гуслицкого типа, произведённое в одной из старообрядческих мастерских XIX в.

Третий уровень включает «Деисусный чин» и наряду с образом «Спаса-Судии» (в центре), «Богородицы» и «Иоанна Предотечи» (по сторонам от него), презентует полноростовые иконы. Слева помещены: «Св. Дмитрий Солунский», «Св. Василий Великий», «Апостол Петр» и «Архангел Гавриил». Справа: «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» и «Св. Георгий». В навершии «Деисусного чина» по центру (над образом «Спас-Судия») находится восьмиконечный крест. Всего иконостас содержит 43 письменные иконы разного формата и 1 литое распятие.

Уникальность иконостаса заключается в том, что он полностью создан одним иконописцем, который воспроизвёл все необходимые иконографические образы в едином колорите и стиле. Исключительности этому памятнику современного религиозного искусства, выполненному в традиционном стиле, также придаёт тот факт, что он написан местным старообрядцем, долгое время проживающем на территории Тарбагатайского района. Также, наряду с соблюдением общего строя иконостасной композиции, наблюдаются оригинальные подбор и расположение боковых икон нижнего ряда, а также «Деисусного чина».

Ценность объекта заключается в поддержании и развитии традиционного иконописного искусства в стиле «старого письма»; в соблюдении основных техник и канонов этого жанра религиозного искусства; в авторском изводе классических сюжетов русской иконописи, ориентирующемся на образа «сибирских писем» дореволюционного периода; в высоком художественном уровне исполнения, позволяющем презентовать строгую сдержанность, глубину и праздничность одновременно; в положительном воздействии на прихожан и зрителей через транслирование традиционных ценностей.

11. Предметы, связанные с объектом.

Иконы.

12. Техники и технологии, связанные с объектом.

Иконопись, резьба.

13. Способы и формы передачи объекта.

Трансмиссия знаний и необходимых навыков воспроизведения иконописи вообще и создания церковных иконостасов в частности осуществляется в рамках старообрядческой Церкви (в данном случае Русской Древлеправославной Церкви), как иерархии и как общины верующих. Обучение осуществляется: в иконописных мастерских, при общении между иконописцами разных поколений и разного уровня мастерства, в рамках творческих поисков иконописца, опирающегося на традицию. Также знания о структуре и содержании иконостаса передаётся в рамках общины верующих.

Бережное отношение к историческому и современному наследию разных культурных групп является залогом сохранения этого объекта нематериального наследия. Поддержка приемлемых температурных, влажностных и других условий в помещении храма способствует сохранению иконостаса, а популяризация – активизации функционирования в культуре не только старообрядцев, но и всего общества.

14. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Носителем является иконописец и другие мастера, оформлявшие иконостас, приход Рожества Иоанна Предотечи с. Нижний Саянтуй.

15. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Хранителем является приход храма, ответственным лицом – его настоятель, а ответственной организацией – Сибирская митрополия Русской Древлеправославной Церкви.

16. История выявления и фиксации объекта.

Экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.

17. Источники информации об объекте.

Иконостас, фото (общее и фрагментов), интервью с иконописцем, настоятелем и прихожанами.

18. Современное состояние объекта.

Иконостас находится по адресу: Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с. Нижний Саянтуй (Вахмистрово), ДНТ «Багульник», 1 квартал, уч. 1023. Он находится в восточной части храма, отгораживая алтарную часть и функционируя в качестве комплексного образа мира горнего, включая в себя священные для христиан лики и сюжеты. На данном этапе угрозы исчезновения (за исключением возможного воздействия неблагоприятных факторов) нет.

19. Авторы (составители) материалов об объекте.

Костров А.В., доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.

20. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.

Фото 1. Старообрядческий храм в Нижнем Саянтуе. Фото А.В. Кострова;

Фото 2. Внутреннее убранство церкви с иконостасом. Фото А.В. Кострова;

Фото 3. Иконостас, выполненный В.В. Измайловым. Фото А.В. Кострова;

Фото 4. Покров Пресвятой Богородицы из иконостаса. Фото А.В. Кострова;

Фото 5. Икона Воздвижения Креста Господня из иконостаса. Фото А.В. Кострова;

Фото 6. Икона Собор апостолов из иконостаса. Фото А.В. Кострова;

Фото 7. Икона Богородицы Одигитрии из иконостаса. Фото А.В. Кострова;

Фото 8. Образ Св. Сергия Радонежского из иконостаса. Фото А.В. Кострова.

Каталог (реестр) объектов нематериального культурного наследия народов Республики Бурятия

Христианские легенды старообрядцев Бурятии

Христианские легенды старообрядцев Бурятии

Технология изготовления аутентичного бурятского музыкального инструмента «Сууха-хуур»

Технология изготовления аутентичного бурятского музыкального инструмента «Сууха-хуур»

Обряд инициации мальчика у кударинских бурят

Обряд инициации мальчика у кударинских бурят

Бурятский улигер "Үльгэр" — Гэсэр Н. Балдано

Бурятский улигер "Үльгэр" - Гэсэр Н. Балдано