Иконопись и оформление иконостаса старообрядческой церкви в честь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня села Тарбагатай Тарбагатайского района

Иконопись и оформление иконостаса старообрядческой церкви в честь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня села Тарбагатай Тарбагатайского района

1. Вид объекта.

Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории.

2. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русские (семейские Забайкалья).

3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русский язык (семейский диалект), церковнославянский язык.

4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).

Старообрядчество (Русская Древлеправославная Церковь).

5. Наименование места (мест) бытования объекта.

Старообрядческая церковь в честь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня села Тарбагатай.

6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Село Тарбагатай Тарбагатайского района.

7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Республика Бурятия.

8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.

Широта: 51°28′55″ с.ш., долгота: 107°21′41″ в.д.

9. Краткое описание объекта.

Храм был построен в 2003 г. и освящён в честь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня. В нём служит старообрядческий иерей отец Сергий, который также окормляет некоторые другие сёла Тарбагатайского района. В 2004-2007 гг. его иконостас расписал старообрядческий иконописец Вячеслав Владимирович Измайлов (родившийся в 1966 г. и долгое время проживающий в Тарбагатае).

10. Подробное описание объекта.

Исторически старообрядцы являются хранителями древневизантийского и древнерусского церковного искусства. Именно они сохранили иконы в стиле «рублёвского письма», несмотря на гонения и запреты со стороны официальной светской и церковной власти. Для этого они создавали подпольные (а со времени введения единоверия полуподпольные) иконописные мастерские в разных регионах. Особой проблемой было воспроизведение иконостаса как важной части убранства храма. Именно поэтому в их среде получили распространение письменные походные иконостасы малого формата и литые праздничные створы. При первой же возможности старообрядцы старались не только построить храм, но и украсить его полным (в частности поповцы) иконостасом. Беспрепятственно реализовать свои стремления они смогли только после 1905 г., что привело к появлению ок. 1000 древлеправославных храмов по всей России. Тогда же появляются старообрядческие церкви во всех крупных семейских сёлах. Но так как серьёзной школы древлеправославной иконописи в регионе не было, иконостасы этих церквей в основном расписывали выходцы из других старообрядческих регионов (Урал, Владимирские сёла и др.). Тем не менее, икона «старого письма» стала одним из ключевых маркеров идентификации этой группы, а полный церковный иконостас – апофеозом её утверждения. В наше время семейские старообрядцы Бурятии также серьёзно относятся к соблюдению традиций при оформлении сакрального и прилегающего к нему пространства. Поэтому они ценят наличие местной иконописи и возможности её использования при создании убранства своих храмов.

Иконостас представляет собой деревянную перегородку, находящуюся в восточной части внутреннего пространства церкви. Она имеет чёткую структуру, включающую в себя три уровня: нижний (с Царскими вратами), средний (с Праздничным, Деисусным и Праотеческим чинами) и верхний (включающий всего три образа – «Спас в Силах» и предстоящие «Апостол Петр» и «Апостол Павел»).

Царские врата находятся по центру нижнего уровня и содержат на себе образы Благовещения («Архангел Гавриил» и «Богородица») и четырёх евангелистов («Матфей» и «Марк» справа, «Иоанн» и «Лука» слева). Над вратами помещены образы «Причащение Апостолов Святой Кровью» и «Причащение Апостолов Святым Телом». По бокам от врат имеется по две иконы (справа «Вознесение» и «Вседержитель» в рост, слева «Богоявление» и «Феодоровская икона Богородицы» в рост). Таким образом, два сюжета Праздничного чина вынесены на поле нижнего ряда, что является уникальным. Диаконовы двери, находящиеся справа и слева от врат, имеют на своём поле образы «Архангела Гавриила» (справа) и «Архангела Михаила» (слева). Над первым помещены иконы «Пятидесятница» и «Успение Богородицы», над вторым «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» и «Рожество Христово». С левого края нижнего яруса помещена большая икона «Богородица» («Умиление»), а с правого «Никола Чудотворец» («Никейское чудо»).

По центру второго яруса (над Царскими вратами) находится большая икона «София Премудрость Божия», списанная с образа, созданного в Невьянске в XIX в. По бокам образы Праздничного чина – «Воскресение», «Вход Господень в Иерусалим», «Сретенье» слева и «Троица», «Преображение», «Покров Пресвятой Богородицы» справа. Левее Праздников помещена большая икона, объединяющая часть Деисусного («Три апостола и Архангел») и Праотеческого («Четыре праотца») чинов. Зеркально справа помещена аналогичная икона, включающая образы других апостолов и праотцов. По бокам второй ярус замыкают иконы «Троица Новозаветная» («Сопрестолие» слева) и «Воздвижение Честнаго Креста» (справа). В навершии иконостаса находится образ «Спас в Силах» с примыкающими иконами «Апостол Петр» и «Апостол Павел». Всего иконостас содержит 34 письменные иконы. Сверху композицию завершают три восьмиконечных креста.

Уникальность иконостаса заключается в том, что он полностью создан одним иконописцем, который воспроизвёл все необходимые иконографические образы в едином колорите и стиле. Исключительности этому памятнику современного религиозного искусства, выполненному в традиционном стиле, также придаёт тот факт, что он написан забайкальским старообрядцем, проживающем на территории Тарбагатайского района. Также, наряду с соблюдением общего строя иконостасной композиции, наблюдаются особенности её структуры и оригинальность исполнения. Так, часть икон, входящих в «Праздничный чин», помещены не горизонтально, а в два вертикальных ряда по сторонам от центрального образа над «Царскими вратами», а две иконы этого чина помещены по сторонам от врат. Деисусный и Праотеческий чины объединены в две иконы, находящиеся по бокам, а образы Апостолов Петра и Павла вынесены отдельно и помещены по сторонам от центральной иконы («Спас в силах») верхнего ряда. В результате второй ярус содержит в себе Праздничный, Деисусный и Праотеческий чины, что является исключительным случаем. Также с левого края второго яруса помещен образ «Троицы Новозаветной» («Сопрестолие»), а с правого – «Воздвижение Честнаго Креста».

Ценность объекта заключается в поддержании и развитии традиционного иконописного искусства в стиле «старого письма»; в соблюдении основных техник и канонов этого жанра религиозного искусства; в авторском изводе классических сюжетов русской иконописи, ориентирующемся на образа «сибирских писем» дореволюционного периода; в высоком художественном уровне исполнения, позволяющем презентовать строгую сдержанность, глубину и праздничность одновременно; в положительном воздействии на прихожан и зрителей через транслирование традиционных ценностей.

11. Предметы, связанные с объектом.

Иконы.

12. Техники и технологии, связанные с объектом.

Иконопись, резьба.

13. Способы и формы передачи объекта.

Трансмиссия знаний и необходимых навыков воспроизведения иконописи вообще и создания церковных иконостасов в частности осуществляется в рамках старообрядческой Церкви (в данном случае Русской Древлеправославной Церкви), как иерархии и как общины верующих. Обучение осуществляется: в иконописных мастерских, при общении между иконописцами разных поколений и разного уровня мастерства, в рамках творческих поисков иконописца, опирающегося на традицию. Бережное отношение к историческому и современному наследию разных культурных групп является залогом сохранения этого объекта нематериального наследия. Поддержка приемлемых температурных, влажностных и других условий в помещении храма способствует сохранению иконостаса, а популяризация – активизации функционирования в культуре не только старообрядцев, но и всего общества.

14. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Носителем является иконописец и другие мастера, оформлявшие иконостас, приход в честь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня.

15. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Хранителем является приход храма, ответственным лицом – его настоятель, а ответственной организацией – Сибирская митрополия Русской Древлеправославной Церкви.

16. История выявления и фиксации объекта.

Ежегодные экспедиции А.В. Кострова 2007-2022 гг. Экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.

17. Источники информации об объекте.

Иконостас, фото (общее и фрагментов), интервью с иконописцем, настоятелем и прихожанами.

18. Современное состояние объекта.

Иконостас находится по адресу: Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с. Тарбагатай, ул. Промышленная 20А. Он находится в восточной части храма, отгораживая алтарную часть и функционируя в качестве комплексного образа мира горнего, включая в себя священные для христиан лики и сюжеты. На данный момент риск исчезновения отсутствует, но может появиться в случае проявления неблагоприятных факторов (пожар, отсутствие отопления, сырость и т.д.).

19. Авторы (составители) материалов об объекте.

Костров А.В., доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.

20. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.

Фото 1. Иконостас старообрядческой церкви в Тарбагатае. Фото А.В. Кострова;

Фото 2. Центральная часть иконостаса. Фото А.В. Кострова;

Фото 3. Царские врата. Фото А.В. Кострова;

Фото 4. Левые диаконовы двери. Фото А.В. Кострова;

Фото 5. Правые диаконовы двери. Фото А.В. Кострова;

Фото 6. Икона Успение Богородицы их иконостаса. Фото А.В. Кострова;

Фото 7. Икона Собор апостолов из иконостаса. Фото А.В. Кострова.

Каталог (реестр) объектов нематериального культурного наследия народов Республики Бурятия

Традиция дымления / дубления кожи у тункинских и окинских бурят

Традиция дымления / дубления кожи у тункинских и окинских бурят

Традиция изготовления и использования подрушника у старообрядцев Бурятии

Традиция изготовления и использования подрушника у старообрядцев Бурятии

Ай дон дуун (песни байкало-кударинских бурят)

Ай дон дуун (песни байкало-кударинских бурят)

Мифологические рассказы старообрядцев Бурятии

Мифологические рассказы старообрядцев Бурятии