Технология изготовления аутентичного бурятского музыкального инструмента «Сууха-хуур»

 

 

 

 

  1. Наименование объекта. Технология изготовления аутентичного бурятского музыкального инструмента «Сууха-хуур»

  2. Краткое описание.Уникальный по своей природе  старинный народный инструмент, звучание которого заставляет слушателей прочувствовать дыхание самой природы, радость бытия, мудрость и философию жизни. Его происхождение и бытование окутаны легендами, во многом носят магический характер.

  3. ОНКН категория. Традиционные технологии. Изготовление музыкальных инструментов

  4. Этническая принадлежность. Буряты

  5. Конфессиональная принадлежность. Буддисты.

  6. Язык. Бурятский, русский

  7. География, место бытования. Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, Монголия



Технология изготовления аутентичного бурятского
музыкального инструмента «Сууха-хуур»

В музыкальном творчестве народ выражал свои чувства, мысли, представления об окружающем мире. Инструментальное  музицирование имело большое значение для всех сторон жизни бурятского народа, поскольку «музыкальные инструменты являются памятниками культуры, важными, а порой и единственными, источниками информации об исторической судьбе народа, формировании и эволюции его художественного мышления».

К таким инструментам относится утраченный аутентичный бурятский музыкальный инструмент сууха хуур. Он появился  в процессе исторического развития народа на основе его уклада жизни, хозяйственной деятельности и религиозных верований. Сегодня  инструмент сууха хуур переживает второе рождение благодаря событиям, происходящим на протяжении последних нескольких лет в культурной жизни Бурятии.

Сууха хуур – старинный исконно бурятский, единственный в мире однострунный смычковый инструмент, изготовленный из мочевого пузыря быка. Из названия «суха хуур» понятно, из какого материала делали инструмент, - «хуур, изготовленный из мочевого пузыря». Инструмент «изготовлялся из подручных средств: из дощечек собирался корпус, к нему приделывался гриф, на корпус надевался сырой бычий мочевой пузырь, после чего инструмент просушивался. Струной служил пучок конских волос. Смычком служил согнутый деревянный прут, внешне напоминающий детский лук с натянутой тетивой из конского волоса».

Впервые звуки суха хуура прозвучали в Бурятии в 2005г. на сольном концерте заслуженного, ныне народного артиста Республики Бурятия Балданцэрэн Баттувшина. На незнакомом нам инструменте виртуозно играл Гуен Балданцэрэн, заслуженный работник культуры Монголии, отец Баттувшина. Позднее выяснилось что это «сууха хуур» - старинный бурятский однострунный смычковый инструмент, забытый и почти утраченный в Бурятии.

Уникальный по своей природе народный инструмент, звучание которого заставляет слушателей прочувствовать дыхание самой природы, радость бытия, мудрость и философию жизни. Его происхождение и бытование окутаны легендами, во многом носят магический характер.

Музыкальный старинный инструмент сууха-хуур- прародитель двухструнных смычковых инструментов, таких как моринхур и хуучир.

Инструмент, который находился на грани исчезновения, вернулся в культурный оборот Бурятии благодаря инициативе и усилиям Виндарьи Доржиевой, автора и организатора проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструсментов». Для Виндарьи Ринчин-Нимбуевны  возрождение музыкального инструмента стало смыслом жизни.

С глубокой древности  сууха-хуур для бурят имеет сакральное значение.  В жизни простых кочевников применялся в ритуально-обрядовых действиях, военных походах и на охоте.

 Игра на сууха-хууре сопровождала героические сказания улигеров. Действия в улигерах развертываются вокруг подвигов главного героя, именем которого обычно и названо эпическое сказание.

Герои улигеров ведут борьбу не за личное благополучие, а за жизнь и счастье своего народа и племени. Эта борьба всегда очень трудна. Герою приходиться напрягать все силы, иногда он жертвует собою для счастья народа.

Улигеры- героический эпос бурят, большие стройные поэмы, богатырские эпопеи стихотворной формы размером от 5-6 до 20-30 тысяч строк.

При сохранении фольклорной, этнографической традиции исполнительства важным для любого национального искусства является включение инструмента в систему высочайших достижений академической музыкальной культуры.

Технология изготовления и настройки однострунного старинного бурятского инструмента  Сууха-хуур сохраняет архаичные черты: минимальное изменение природных свойств материала, минимум специальных приспособлений.

У кочевников всегда, при их постоянных переездах, был минимум предметов быта и обихода, и тем более инструментов для изготовления

деревянных изделий. В основном это – нож, топор, пила, долото. Этих инструментов вполне хватало для изготовления деталей юрты – жилища кочевника.

Материалом для создания сууха-хуура могут служить подручные средства – небольшие деревья, кусты, произрастающие в степи, а также продукция от подворного хозяйства – шкуры козы, жеребенка, мочевой пузырь быка, охотники использовали шкуры косули, кабарги.

Качество звука любого смычкового инструмента напрямую зависит от качества заготовки материала древесины, используемого для создания сууха-хуура. Главное условие заготовки качественной древесины – определение местности произрастания деревьев, в каких условиях произрастает то или иное дерево. Древесину, произрастающую возле водоемов, в сырых местах, рощах не используют ни для каких целей.  Так как древесина очень мягкая, с низким коэффициентом плотности и акустической константой, с низким  показателем модуля упругости. Даже высоко в горах качество древесины отличается из-за воздействия факторов окружающей среды. Поэтому при заготовке материала нужно знать в какой местности произрастает «звонкий лес» - ель, береза. Правильно обработанная береза после шлифовки и полировки становится полупрозрачной, стекловидной, на солнечных лучах излучает внутренним светом. Древесину рекомендуется заготавливать в период поздней осени, до ранней весны во время «сил» дерева, когда древесный сок перестает циркулировать по стволу дерева.

При выборе дерева буряты обязательно берут разрешение у «эжинов» – хозяев леса и местности, где оно произрастает. При этом необходимо сделать правильное подношение и объясняют причину, для каких целей производится выбор древесины. Спиливается дерево с помощью топора и пилы – ручной, чтобы не нарушать целостность сосудов дерева. Выбор деревьев для материала по изготовлению музыкальных инструментов производится с условиями произрастания, в сухих и безветренных местах. Годовые кольца деревьев бывают плотными и мелкими, что и даѐт инструменту хорошие резонансные характеристики. Древесины разных пород деревьев имеют разные звуковые и резонансные характеристики. К примеру, резонансная дека, изготовленная из берѐзы, даст более звонкий, яркий звук, нежели из древесины ели. Инструмент с берѐзовой резонансной декой хорош для игры в составе оркестра и исполнения инструментальных партий для солистов. Дека из ели делает инструмент более тембральным, насыщенным, гармоничным с голосом, хорош для сопровождения песен, оригинален в сольном исполнении, напоминает звуки сууха-хуура и на обертонах – гитары дисторшн.

Технология изготовления.

Для изготовления сууха-хуура использовалось небольшое деревце березы, сосны, ели, ивы, кедра из которого изготавливалась доска шириной 10 см, сколачивалась рама, на которую натягивалась сырая кожа и станавливались струны из конского волоса. Гриф сууха хуура изготавливают из березовой доски, на котором вырезают подобие головы коня, высверливались отверстия для колков (учхэ) – приспособлений для натягивания струн.

Трапециевидная рама (25-30 см) вверху сужается до 15-17 см.

На корпус надевается сырой бычий пузырь, после чего инструмент просушивается в течении 2-3 дней. Для качественной передачи резонанса от грифа к корпусу передняя и

задняя стенка, куда крепится гриф, исполняется из твердых пород деревьев.

Обечайку можно исполнить из разных пород древесины в зависимости от типа морин-хуура – классический, кожаный.

Большое влияние на характеристики звука оказывает подставка для струн. К примеру, подставка из березы и бука делает звук ярче, звонче,

древесина ели придает нежный, насыщеннотембральный, объемный звук. Подставки меняются в зависимости от материала резонансной деки. Если дека из березы, подставка березовая, дека из ели, подставка – еловая.

Колки – чихэ, верхняя подставка, соѐлт – держатель, а также накладка на гриф для струн, исполняются из твердых пород древесины – бук, дуб.

Для струн используются волосы конские – 130 волосинок жеребца, 105 волосинок кобылы, этим морин-хуур подчеркивает парность в природе, является самым гармоничным с природой музыкальным инструментом,

выполненным из натуральных материалов и самый древний инструмент созданный человеком-кочевником

Бычий мочевой пузырь. В старину бычий мочевой пузырь использовали крестьяне для остекления своих изб. Дело в том, что бычий пузырь в натянутом состоянии довольно крепок, прозрачен (с желтоватым оттенком) и чем то похож по свойствам на полиэтиленовую пленку.

Многие народности применяли бычий пузырь при изготовлении музыкальных инструментов, например: древнейший музыкальный инструмент марийцев- шувыр, удмуртский национальный инструмент волынка (бызгетон), разновидность ударного музыкального инструмента барабана - гусачок или гусек, который встречается у всех народов мира.

 

Объекты нематериального культурного наследия народов района

Обработка шерсти в традиции окинских бурят

Обработка шерсти в традиции окинских бурят

Обряд инициации мальчика у кударинских бурят

Обряд инициации мальчика у кударинских бурят

Народные способы обработки шкуры — «Эрьюулгэ» в традиции окинских и тункинских бурят

Народные способы обработки шкуры - "Эрьюулгэ" в традиции окинских и тункинских бурят

Обряд укладывания ребенка в колыбель – «Үлгыдэ оруулха»

Обряд укладывания ребенка в колыбель – «Үлгыдэ оруулха»