- Наименование объекта. Технология изготовления аутентичного бурятского музыкального инструмента «Сууха-хуур»
- Краткое описание.Уникальный по своей природе старинный народный инструмент, звучание которого заставляет слушателей прочувствовать дыхание самой природы, радость бытия, мудрость и философию жизни. Его происхождение и бытование окутаны легендами, во многом носят магический характер.
- ОНКН категория. Традиционные технологии. Изготовление музыкальных инструментов
- Этническая принадлежность. Буряты
- Конфессиональная принадлежность. Буддисты.
- Язык. Бурятский, русский
- География, место бытования. Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, Монголия
Технология изготовления аутентичного бурятского музыкального инструмента «Сууха-хуур»
В музыкальном творчестве народ выражал свои чувства, мысли, представления об окружающем мире. Инструментальное музицирование имело большое значение для всех сторон жизни бурятского народа, поскольку «музыкальные инструменты являются памятниками культуры, важными, а порой и единственными, источниками информации об исторической судьбе народа, формировании и эволюции его художественного мышления».
К таким инструментам относится утраченный аутентичный бурятский музыкальный инструмент сууха хуур. Он появился в процессе исторического развития народа на основе его уклада жизни, хозяйственной деятельности и религиозных верований. Сегодня инструмент сууха хуур переживает второе рождение благодаря событиям, происходящим на протяжении последних нескольких лет в культурной жизни Бурятии.
Сууха хуур – старинный исконно бурятский, единственный в мире однострунный смычковый инструмент, изготовленный из мочевого пузыря быка. Из названия «суха хуур» понятно, из какого материала делали инструмент, - «хуур, изготовленный из мочевого пузыря». Инструмент «изготовлялся из подручных средств: из дощечек собирался корпус, к нему приделывался гриф, на корпус надевался сырой бычий мочевой пузырь, после чего инструмент просушивался. Струной служил пучок конских волос. Смычком служил согнутый деревянный прут, внешне напоминающий детский лук с натянутой тетивой из конского волоса».
Впервые звуки суха хуура прозвучали в Бурятии в 2005г. на сольном концерте заслуженного, ныне народного артиста Республики Бурятия Балданцэрэн Баттувшина. На незнакомом нам инструменте виртуозно играл Гуен Балданцэрэн, заслуженный работник культуры Монголии, отец Баттувшина. Позднее выяснилось что это «сууха хуур» - старинный бурятский однострунный смычковый инструмент, забытый и почти утраченный в Бурятии.
Уникальный по своей природе народный инструмент, звучание которого заставляет слушателей прочувствовать дыхание самой природы, радость бытия, мудрость и философию жизни. Его происхождение и бытование окутаны легендами, во многом носят магический характер.
Музыкальный старинный инструмент сууха-хуур- прародитель двухструнных смычковых инструментов, таких как моринхур и хуучир.
Инструмент, который находился на грани исчезновения, вернулся в культурный оборот Бурятии благодаря инициативе и усилиям Виндарьи Доржиевой, автора и организатора проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструсментов». Для Виндарьи Ринчин-Нимбуевны возрождение музыкального инструмента стало смыслом жизни.
С глубокой древности сууха-хуур для бурят имеет сакральное значение. В жизни простых кочевников применялся в ритуально-обрядовых действиях, военных походах и на охоте.
Игра на сууха-хууре сопровождала героические сказания улигеров. Действия в улигерах развертываются вокруг подвигов главного героя, именем которого обычно и названо эпическое сказание.
Герои улигеров ведут борьбу не за личное благополучие, а за жизнь и счастье своего народа и племени. Эта борьба всегда очень трудна. Герою приходиться напрягать все силы, иногда он жертвует собою для счастья народа.
Улигеры- героический эпос бурят, большие стройные поэмы, богатырские эпопеи стихотворной формы размером от 5-6 до 20-30 тысяч строк.
При сохранении фольклорной, этнографической традиции исполнительства важным для любого национального искусства является включение инструмента в систему высочайших достижений академической музыкальной культуры.
Технология изготовления и настройки однострунного старинного бурятского инструмента Сууха-хуур сохраняет архаичные черты: минимальное изменение природных свойств материала, минимум специальных приспособлений.
У кочевников всегда, при их постоянных переездах, был минимум предметов быта и обихода, и тем более инструментов для изготовления
деревянных изделий. В основном это – нож, топор, пила, долото. Этих инструментов вполне хватало для изготовления деталей юрты – жилища кочевника.
Материалом для создания сууха-хуура могут служить подручные средства – небольшие деревья, кусты, произрастающие в степи, а также продукция от подворного хозяйства – шкуры козы, жеребенка, мочевой пузырь быка, охотники использовали шкуры косули, кабарги.
Качество звука любого смычкового инструмента напрямую зависит от качества заготовки материала древесины, используемого для создания сууха-хуура. Главное условие заготовки качественной древесины – определение местности произрастания деревьев, в каких условиях произрастает то или иное дерево. Древесину, произрастающую возле водоемов, в сырых местах, рощах не используют ни для каких целей. Так как древесина очень мягкая, с низким коэффициентом плотности и акустической константой, с низким показателем модуля упругости. Даже высоко в горах качество древесины отличается из-за воздействия факторов окружающей среды. Поэтому при заготовке материала нужно знать в какой местности произрастает «звонкий лес» - ель, береза. Правильно обработанная береза после шлифовки и полировки становится полупрозрачной, стекловидной, на солнечных лучах излучает внутренним светом. Древесину рекомендуется заготавливать в период поздней осени, до ранней весны во время «сил» дерева, когда древесный сок перестает циркулировать по стволу дерева.
При выборе дерева буряты обязательно берут разрешение у «эжинов» – хозяев леса и местности, где оно произрастает. При этом необходимо сделать правильное подношение и объясняют причину, для каких целей производится выбор древесины. Спиливается дерево с помощью топора и пилы – ручной, чтобы не нарушать целостность сосудов дерева. Выбор деревьев для материала по изготовлению музыкальных инструментов производится с условиями произрастания, в сухих и безветренных местах. Годовые кольца деревьев бывают плотными и мелкими, что и даѐт инструменту хорошие резонансные характеристики. Древесины разных пород деревьев имеют разные звуковые и резонансные характеристики. К примеру, резонансная дека, изготовленная из берѐзы, даст более звонкий, яркий звук, нежели из древесины ели. Инструмент с берѐзовой резонансной декой хорош для игры в составе оркестра и исполнения инструментальных партий для солистов. Дека из ели делает инструмент более тембральным, насыщенным, гармоничным с голосом, хорош для сопровождения песен, оригинален в сольном исполнении, напоминает звуки сууха-хуура и на обертонах – гитары дисторшн.
Технология изготовления.
Для изготовления сууха-хуура использовалось небольшое деревце березы, сосны, ели, ивы, кедра из которого изготавливалась доска шириной 10 см, сколачивалась рама, на которую натягивалась сырая кожа и станавливались струны из конского волоса. Гриф сууха хуура изготавливают из березовой доски, на котором вырезают подобие головы коня, высверливались отверстия для колков (учхэ) – приспособлений для натягивания струн.
Трапециевидная рама (25-30 см) вверху сужается до 15-17 см.
На корпус надевается сырой бычий пузырь, после чего инструмент просушивается в течении 2-3 дней. Для качественной передачи резонанса от грифа к корпусу передняя и
задняя стенка, куда крепится гриф, исполняется из твердых пород деревьев.
Обечайку можно исполнить из разных пород древесины в зависимости от типа морин-хуура – классический, кожаный.
Большое влияние на характеристики звука оказывает подставка для струн. К примеру, подставка из березы и бука делает звук ярче, звонче,
древесина ели придает нежный, насыщеннотембральный, объемный звук. Подставки меняются в зависимости от материала резонансной деки. Если дека из березы, подставка березовая, дека из ели, подставка – еловая.
Колки – чихэ, верхняя подставка, соѐлт – держатель, а также накладка на гриф для струн, исполняются из твердых пород древесины – бук, дуб.
Для струн используются волосы конские – 130 волосинок жеребца, 105 волосинок кобылы, этим морин-хуур подчеркивает парность в природе, является самым гармоничным с природой музыкальным инструментом,
выполненным из натуральных материалов и самый древний инструмент созданный человеком-кочевником
Бычий мочевой пузырь. В старину бычий мочевой пузырь использовали крестьяне для остекления своих изб. Дело в том, что бычий пузырь в натянутом состоянии довольно крепок, прозрачен (с желтоватым оттенком) и чем то похож по свойствам на полиэтиленовую пленку.
Многие народности применяли бычий пузырь при изготовлении музыкальных инструментов, например: древнейший музыкальный инструмент марийцев- шувыр, удмуртский национальный инструмент волынка (бызгетон), разновидность ударного музыкального инструмента барабана - гусачок или гусек, который встречается у всех народов мира.