Паспорт объекта и справочная информация
- Наименование объекта: Обряд очищения «Арюулган» у кударинских бурят.
- Краткое описание: В комплексе магических обрядов и церемоний связанных с деторождением у кударинских бурят присутствует обряд «Арюулган» – обряд очищения и захоронения последа. Этот обряд проводится с целью задабривания духов, чтобы продолжить потомство, когда ребёнку исполнялось от трёх месяцев до года.
- ОНКН категория: празднично-обрядовая культура.
- Этническая принадлежность: буряты.
- Конфессиональная принадлежность: шаманизм.
- Язык: бурятский, русский.
- География, место бытования: Республика Бурятия, с. Ранжурово, Кабанский район.
Обряд очищения «Арюулган» у кударинских бурят.
В комплексе магических обрядов и церемоний связанных с деторождением у кударинских бурят присутствует обряд «Арюулган» – обряд захоронения последа и очищения.
По поверьям бурят, захоронение последа имело важное значение для жизни ребенка. Послед считался частью, душой ребенка, и жизнь новорожденного зависела от того, какие предосторожности предпринимались относительно последа. По верованиям бурят, чтобы сохранить жизнь новорожденного, следовало всячески уберечь послед от злых духов, от собак и других зверьков, от коварства недругов, чтобы никто его не осквернил, иначе жизнь ребенка будет недолговечной [Басаева , с. 64 ].
Кударинские буряты проводят обряд «Арюулган» с целью задабривания духов, чтобы продолжить потомство, когда ребёнку исполнялось от трёх месяцев до года.
Собираются только нечетное количество (5,7,9 человек) замужних, здоровых, многодетных женщин. Главного исполнителя обряда выбирали присутствующие.
С самого начала обряда растапливают печь, варят саламат, на специальном жертвеннике (подносе), на горящие угли или на щепки кладут благовонное растение чабрец (ая-ганга).
Присутствующие садились вокруг жертвенника (подноса) и передавали друг другу трижды по кругу кружку с маслом, отделившегося от саламата, и каждый по очереди брал ложку масла в рот, и ртом капали масло на огонь произнося «Па». На третий раз оставляют во рту немного масла и мажут им друг друга.
Захоронение последа (тоонто нюуха) раньше совершалось, как и везде, на северо-западной стороне юрты (хоймор), т. е. за очагом, так как огонь рассматривался как заслон, преграждающий путь злым духам [Басаева, с.65].
В настоящее время кударинские буряты совершают обряд в подполье. В баранью шерсть скатывают волосы и кал ребенка, зерно, камень, пуговицу в клубок, который выступает в качестве замены последа. При чем у всех предметов обряда есть свои объяснения, для чего именно они участвуют в обряде. Так, зерно кладут чтобы ребенок вырос здоровым и расплодился (размножился), камень выступает как символ твердости и крепости ребёнка, а также как заслон или преграда на пути злых духов к ребенку.
Женщина- главная исполнительница обряда спускается в подполье и ножом выкапывает ямку глубиной 40–50 см, по длине локтя ("Тохоног хүрэтэр тоонто малтажа, тоhотой зөөхэй эдихэ..."). При этом важно отметить, что если родился мальчик, то яму копают на себя, а если девочка, то от себя. Затем яму окропляет молоком, чаем, тарасуном и закапывает тоонто «клубок».
После этого приносили жертвоприношения огню – саламат и масло, затем сами участники обряда угощались саламатом и одаривали малыша.
Место захоронения последа считается почитаемым, исполняют обряд не только люди, которые живут в родных местах, но и те, кто живет в других городах и странах. Некоторые специально приезжают, чтобы исполнить обряд, бывает, что родственники совершают обряд без участия малыша и матери.
Таким образом, в обряде «Арюулган» сочетаются элементы обряда очищения и захоронения последа.
Служебная информация
- Авторы описания: Дылгырова Аюна Санжижаповна, Шадрин Дмитрий Андреевич, магистр 2 курса, кафедры "Этнологии и народной художественной культуры", ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры».
- История выявления и фиксации объекта. Выездная фольклорно – этнографическая экспедиция в Кабанский район,1 Ноября 2022г.
- Информатор: Сушнеева Рита Никитична 1947г.р., житель с. Ранжурово Кабанского района, Республика Бурятия.