Обряд очищения «Арюулган»

Паспорт объекта и справочная информация

  1. Наименование объекта:  Обряд очищения «Арюулган» у кударинских бурят.
  2. Краткое описание: В комплексе магических обрядов и церемоний связанных с деторождением у кударинских бурят присутствует обряд «Арюулган» – обряд очищения и захоронения последа. Этот обряд проводится с целью задабривания духов, чтобы продолжить потомство, когда ребёнку исполнялось от трёх месяцев до года.
  3. ОНКН категория: празднично-обрядовая культура.
  4. Этническая принадлежность: буряты.
  5. Конфессиональная принадлежность: шаманизм.
  6. Язык: бурятский, русский.
  7. География, место бытования: Республика Бурятия, с. Ранжурово, Кабанский район.

Обряд очищения «Арюулган» у кударинских бурят.

В комплексе магических обрядов и церемоний связанных с деторождением у кударинских  бурят присутствует обряд «Арюулган» – обряд захоронения последа и очищения.

 По поверьям бурят, захоронение последа имело важное значение для жизни ребенка. Послед считался частью, душой ребенка, и жизнь новорожденного зависела от того, какие предосторожности предпринимались относительно последа. По верованиям бурят, чтобы сохранить жизнь новорожденного, следовало всячески уберечь послед от злых духов, от собак и других зверьков, от коварства недругов, чтобы никто его не осквернил, иначе жизнь ребенка будет недолговечной  [Басаева , с. 64 ].

 Кударинские  буряты проводят  обряд «Арюулган»  с целью задабривания духов, чтобы продолжить потомство, когда ребёнку исполнялось от трёх месяцев до года.

 Собираются только нечетное количество (5,7,9 человек) замужних, здоровых, многодетных женщин. Главного исполнителя обряда выбирали присутствующие.

С самого начала обряда растапливают печь, варят саламат, на специальном жертвеннике (подносе), на горящие угли или на щепки кладут благовонное растение чабрец (ая-ганга).

Присутствующие садились вокруг  жертвенника (подноса) и передавали друг другу трижды по кругу кружку с маслом,  отделившегося от саламата, и каждый по очереди брал ложку масла в рот, и ртом капали   масло на огонь произнося «Па».  На третий раз оставляют во рту немного масла и мажут им друг друга.

Захоронение последа (тоонто нюуха) раньше совершалось, как и везде, на северо-западной стороне юрты (хоймор), т. е. за очагом, так как огонь рассматривался как заслон, преграждающий путь злым духам [Басаева, с.65].

 В настоящее время   кударинские   буряты совершают обряд в подполье. В баранью шерсть скатывают  волосы и кал ребенка, зерно, камень, пуговицу в клубок, который выступает в качестве замены последа. При чем у всех предметов обряда есть свои объяснения, для чего именно они участвуют в обряде. Так, зерно кладут чтобы ребенок вырос здоровым и расплодился (размножился), камень выступает как символ твердости и крепости ребёнка, а также как заслон или преграда  на пути злых духов к ребенку.

Женщина- главная исполнительница обряда спускается в подполье и   ножом выкапывает ямку глубиной 40–50 см,  по длине локтя ("Тохоног хүрэтэр  тоонто малтажа, тоhотой зөөхэй эдихэ...").  При этом важно отметить, что если родился мальчик, то яму копают на себя, а если девочка, то от себя. Затем яму окропляет  молоком, чаем, тарасуном  и закапывает   тоонто  «клубок».

После этого приносили жертвоприношения огню – саламат и масло, затем сами  участники обряда угощались саламатом и одаривали малыша.

 Место захоронения последа считается почитаемым, исполняют обряд  не только люди, которые  живут  в родных местах, но и те, кто живет в других городах и странах. Некоторые специально приезжают, чтобы исполнить обряд, бывает, что  родственники совершают обряд без участия малыша и матери.    

Таким образом,  в обряде «Арюулган» сочетаются  элементы обряда очищения и захоронения последа.

Служебная информация

  1. Авторы описания: Дылгырова Аюна Санжижаповна, Шадрин Дмитрий Андреевич, магистр 2 курса, кафедры "Этнологии и народной художественной культуры", ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры».
  2. История выявления и фиксации объекта. Выездная фольклорно – этнографическая экспедиция в Кабанский район,1 Ноября 2022г.
  3. Информатор: Сушнеева Рита Никитична 1947г.р., житель с. Ранжурово Кабанского  района, Республика Бурятия.

Объекты нематериального культурного наследия народов района

Предсвадебный обряд «Суулга суулаха»

Предсвадебный обряд "Суулга суулаха"

Свадебный обряд застилания постели «Хударайн басаганай заhал табилга»

Свадебный обряд застилания постели "Хударайн басаганай заhал табилга"

Обряд поклонения духам местности — «Монголоо эдеэлүүлхэ» «Кормления монгола» у кударинских бурят

Обряд поклонения духам местности - "Монголоо эдеэлүүлхэ" «Кормления монгола» у кударинских бурят

Методы народной медицины в традиции тункинских и окинских бурят

Методы народной медицины в традиции тункинских и окинских бурят