Обряд поклонения хозяину скотного двора "Сииргэнэй hан"

Паспорт объекта и справочная информация

  1. Наименование объекта: Обряд очищения «Сииргэнэй hан» у тункинских бурят.
  2. Краткое описание: Скотоводческий обряд «Сииргэнэй hан», направленный на ограждение животных от напасти, распространен среди бурят Тункинского района республики Бурятия. Этот обряд проводят 2 раза в год, весной, отправляя скот на пастбище, на просторные поля, когда наступает стабильно теплая и устойчивая погода. И осенью, когда с наступлением первых холодов стада загоняют в надворные хозяйственные постройки и начинают их содержать под присмотром.
  3. ОНКН категория: празднично-обрядовая культура бурят
  4. Этническая принадлежность: буряты.
  5. Конфессиональная принадлежность: буддисты, шаманисты.
  6. Язык: бурятский, русский
  7. География, место бытования: с. Шулуты, Тункинский район Республики Бурятия

Обряд поклонения хозяину скотного двора "Сииргэнэй hан" у тункинских бурят.

Важным для каждого скотовода является комплекс магических знаний, действий и предметов, направленных на защиту домашних животных от заболеваний, хищников, воров,  на размножение животных.

Домашний скот обеспечивал кочевника всем необходимым для жизни в суровых природных условиях Внутренней Азии: от скота получали продукты питания, материалы для одежды и жилища, бытовую утварь. Поэтому скотоводы были заинтересованы в увеличении поголовья скота. Для скотоводов было важно, чтобы животные были сытыми, здоровыми и плодовитыми. Этим целям отвечала традиционная система регулирования пастбищ и водопоя в разные сезоны года, защита от нападения хищников, кровососущих насекомых, селекция, лечение. Значительная часть мер, направленная на увеличение поголовья скота и его сохранность, относится к магии [Содномпилова, с. 93–105 ].

Данный обряд поклонения хозяину скотного двора  «Сииргэнэй hан», направленный на ограждение животных от напасти, также распространен среди бурят Тункинского района Республики Бурятия.

 Этот обряд проводят 2 раза в год, весной, отправляя скот на пастбище, на просторные поля, когда наступает стабильно теплая и устойчивая погода. И осенью, когда с наступлением первых холодов стада загоняют в надворные хозяйственные постройки и начинают их содержать под присмотром.

 Для обряда понадобятся 4 пиалы с белой пищей («сагаан эдеэн»),  саламат  (зөөхэй), мясо (мяхан), архи (тарасун), которые жертвуются хозяину скотного двора и после окуривают скотный двор и разбрасывают зерно. Животные могут не присутствовать.

 Служебная информация

  1. Авторы описания: Дылгырова Аюна Санжижаповна , Дамбинова Анна Андреевна, магистр 1 курс, кафедры этнологии и народной художественной культуры ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский институт культуры».
  2. История выявления и фиксации объекта. Фольклорно-этнографическая экспедиция в Тункинский район, 2 ноября 2022 года.

Информатор:  Халудоров Саян Ендонович, 1951г.р.

  1. Библиография:
  2. Содномпилова М.М., Нанзатов Б.З. Магия в хозяйственных практиках скотоводов-кочевников Внутренней Азии // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 1. С. 93–105. DOI:10.22162/2619-0990-2020-47-1-93-105.

Объекты нематериального культурного наследия народов района

Технология приготовления традиционного чая «Зутраан сай»

Технология приготовления традиционного чая «Зутраан сай»

Свадебный обряд застилания постели «Хударайн басаганай заhал табилга»

Свадебный обряд застилания постели "Хударайн басаганай заhал табилга"

Обряд почитания местности и прошение потомства «Аляа изиидэ мүргэл»

Обряд почитания местности и прошение потомства «Аляа изиидэ мүргэл»

Традиция изготовления и использования подрушников (подушечек-ковриков для земных поклонов) у семейских Бичурского района.

Традиция изготовления и использования подрушников (подушечек-ковриков для земных поклонов) у семейских Бичурского района.