Обряд укладывания ребенка в колыбель – «Үлгыдэ оруулха»

Паспорт объекта и справочная информация

  1. Наименование объекта: Обряд укладывания ребенка в колыбель – «Үлгыдэ оруулха» (Тункинский район Республики Бурятия)
  2. Краткое описание: Обряд укладывания ребенка в колыбель относится к числу обрядов жизненного цикла человека. Повсеместно главным атрибутом обряда являлась колы­бель-люлька, которая приготавливалась к этому времени. Колы­бель пользовалась у бурят особым почитанием и отношение к ней было весьма особым. Старую колыбель могли использо­вать только от родителей мужа – хадамhаа. Колыбель могла переходить только к родственным детям по мужской линии. Либо заказывали новую, и только после рождения ребенка.

В целом же, обряд «Үлгыдэ оруулха» символизировал наделение ребенка имуществом, т.е. домом, колыбелью.

В современных условиях сам обряд укладывания ребенка в колыбель претерпел определенную трансформацию и имеет локальный характер.

  1. ОНКН Категория: Обряды жизненного цикла человека. Родильный обряд.
  2. Этническая принадлежность: буряты
  3. Конфессиональная принадлежность: шаманизм
  4. Язык: бурятский
  5. География, место бытования: Тункинский район Республики Бурятия

Обряд укладывания ребенка в колыбель  (Тункинский район)

Обряд первого пеленания ребенка в колыбель – «Үлгыдэ оруулха» проводился через несколько дней после родов (когда у ребенка отпадала пуповина) или когда ребенку исполняется 2-3 месяца.

По существу, это было празднованием, семейным торжеством по случаю рождения ребенка. Собиралось много гостей – родственников и соседей с детьми. В зависимости от материального состояния родителей, специально для этого торжества кололи бычка или барана.

Повсеместно главным атрибутом обряда являлась колы­бель-люлька, которая приготавливалась к этому времени. Колы­бель пользовалась у бурят особым почитанием и отношение к ней было весьма суеверным. Старую колыбель можно было взять у близких родственников только по отцовской линии, от родителей мужа – хадамhаа.  Она могла переходить только к детям по мужской линии. Либо заказывали новую колыбель.

Любая колыбель, старая или новая, перед обрядом первого пеленания ребенка «очищалась» (арюулха) огнем и окуривалась дымом священных растений: трижды вокруг колыбели обводили жертвенником (hан) с горящими углями и благовонными травами.

На данном обряде возле колыбели всегда находились дети. Одна из женщин, обычно повивальная бабка, держала на руках новорожденного, другая – сваренную бедренную кость бычка (или барана) – шаата сэмгэ. Около колыбели клали молоток, точило. Следует заметить, что в разных районах предметы, ис­пользуемые в обряде, варьировались: кроме бедренной кости, были нож, кинжал, молоток, точило, стрелы и т. д. У детей спрашивали: «Кого укладывать в люльку: ребенка или кость?». Дети отвечали: «Ребенка». Следовал следующий вопрос: «Кого положить в люльку: ребенка или молоток?» Отвечали: «Ребенка». Эти вопросы с перечислением предметов повторялись дважды или трижды. После этих традиционных вопросов-ответов, ребенка, завернутого в шкурки, ук­ладывали в приготовленную люльку. Кость отдавали детям, которую обглодав, они возвращали повивальной бабке. Эту кость привязывали с правой стороны люльки. Считалось, что бедренная и берцовая кости содержат жизненную силу – һүлдэ. В некоторых местах к люльке привешивались сделанные в миниатюре нож в ножнах, лук со стрелами, седло, которые служили оберегами для новорожденного.

После исполнения данного обряда начи­налось торжество, в котором характерен существенный момент: око­ло места рождения ребенка разжигали огонь, все садились вокруг него и брызгали в огонь масло изо рта (элемент обряда захоронения последа), сопровождая свои действия молением-просьбой, обращенной к покровителям огня. Все сидевшие вокруг огня в один голос трижды повторяли: «Дай больше счастья!». После этого мазали друг друга маслом, сажей.

Например, у тункинских бурят обряд укладывания ребенка в колыбель – "үүбэйдэ оруулга", по словам информанта Дарьи Дармаевны Арьяевой, 82 г. с. Кырен Тункинского района, проводился следующим образом: После того, как ребенок родился, примерно через 2 месяца его укладывали в колыбель. Дедушка изготавливает для ребенка люльку из березы. У бурят определяли специальный день для данного обряда. Это было радостным событием, праздником. Возле колыбели собираются дети. Одному ребенку, 3-4 лет, дают половник. Рядом сидят родители с ребенком на руках. У ребенка, которого половник, спрашивают: "У тебя в руках такой красивый половник! Может его в колыбель положим? Пусть он там будет!" Ребенок отвечает: "Нет, ребенка положим". И так спрашивают несколько раз. После этого половник убирают на место, а ребенка укладывают в приготовленную колыбель. В колыбель на дно кладут небольшой кусок шкуры дикого зверя - оленя или лося. Потому что шкура дикого зверя была оберегом, защитой ребенка. Дедушка у изголовья кладет нож, тоже как оберег. Бабушка готовила соску – угжа из коровьего рога.

Мать, уложив ребенка в колыбель, пела:

Баю, баю, баюухан,

Баабайн ибиин хүбүүхэн (хүүхэн),

Сэсэн хүбүүн болыш даа!

Аниш нюдөө, унтыш даа,

Баю, баю, баю даа!

Варили саламат, буузы, на столе было топленое масло.   Приходило много родственников с богатыми подарками.

В целом же, обряд «Үлгыдэ оруулха» символизировал приобщение новорожденного к семейно-родственному коллективу. Это событие отмечалось обрядовым пиршеством - милаан (милаангууд) [Галданова, с.90]. Данный обряд символизировал наделение ребенка имуществом, т.е. домом, колыбелью.

Таким образом, можно сказать, что данный обряд укладывания ребенка в колыбель в настоящее время, претерпев определенную трансформацию, имеет локальный характер.

Служебная информация

  1. Автор описания: Гымпилова Сэсэгма Дмитриевна
  2. История выявления и фиксации объекта: Записи фольклорной экспедиции Республиканского центра народного творчества 2022 г., сделанные Гымпиловой Сэсэгмой Дмитриевной от Арьяевой Дарьи Дармаевны, 1940 года рождения. Родилась в с. Харбяты.
  3. Библиография:

Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Вторая половина XIX начала XX века. – Улан-Удэ, 1991. С. 64-70, С.71-74, 76-77.

Галданова Г.Р. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ, 2000.

Видеография: 

Объекты нематериального культурного наследия народов района

Технология изготовления изделий из шкуры, кожи и волоса в быту у окинских бурят

Технология изготовления изделий из шкуры, кожи и волоса в быту у окинских бурят

Обряд очищения «Арюулган»

Обряд очищения «Арюулган»

Свадебный обряд оформления одеяла как приданное невесты «Хүнжэлэй бүреэдэhэн»

Свадебный обряд оформления одеяла как приданное невесты «Хүнжэлэй бүреэдэhэн»

Народные методы лечения скота

Народные методы лечения скота