Паспорт объекта и справочная информация
- Наименование объекта: Обряд захоронения последа ребенка – Тоонто тоонтолхо (с. Ранжурово, Кабанского района, с. Кырен Тункинского района Республики Бурятия)
- Краткое описание: Обряд захоронения последа ребенка относится к числу родильных обрядов и является одним из первых. Одна из главных целей обряда, по представлениям бурят, была защита последа ребенка от посягательств злых духов. Сам обряд проводился тайно, были только избранные люди. На этом обряде часто присутствовали бездетные женщины, которые испрашивали души детей. На месте захоронения последа вместе с последом клали различные предметы: шерсть, уголек, серебряная монета, зерно, иногда кусочек курдюка, лоскутки шелка, парчи, 3 камня. Послед сопровождался различными предметами с целью «передачи» ребенку тех качеств, которые были свойственны этим предметам и которые символизировали силу, крепость, богатство, плодовитость. В современных условиях сам обряд захоронения последа бытует в трансформированном виде и имеет локальный характер.
- ОНКН Категория: Обряды жизненного цикла. Родильный обряд
- Этническая принадлежность: буряты
- Конфессиональная принадлежность: шаманизм
- Язык: бурятский
- География, место бытования: Кабанский, Тункинский районы Республики Бурятия
Обряд захоронения последа Тоонто тоонтолхо (тоонто малтаха)
(Кабанский, Тункинский районы РБ)
Обряд захоронения последа ребенка – относится к числу родильных обрядов и является одним из первых. Данный обряд имел важное значение для жизни ребенка. Как отмечали информанты, что послед – хүүхэнэй нүхэр считался другом, спутником ребенка. Поэтому провести обряд захоронения последа ребенка следовало подобающим образом. Поскольку с последом связана жизнь ребенка (человека), и поэтому важно сберечь послед от собак и других зверей, злых духов, чтобы никто его не осквернил. Если не уберечь его, считалось, по словам информанта, что жизнь ребенка будет недолговечной.
На данный обряд приглашались только ближайшие родственники по отцовской линии (халуун тала) и родители отца. Бездетные супруги приходили сами или их приглашали, поскольку их участие в этом обряде могло «исцелить» их от бесплодия. Этот ритуал имел для них важное значение. На обряде обычно лодыжку бросал бездетный муж, а повивальная бабка в зависимости от того, кого предсказывала лодыжка, хлестала сухожилиями (шүрбэhөөр) бездетного мужчину по плечам и спине и приговаривала: «Юундэ хүбүү гаргаагүйбши? Хойто жэлдэ хүбүүтэй (басагатай) болооройш!» – ´Почему не рожаешь детей? Пусть на будущий год родится у тебя сын (дочь)!´. Затем все участники обряда мазали лицо маслом, а бездетного супруга обмазывали еще и сажей, и все, как и повивальная бабка, похлестывали его сухожилиями. Все это означало, что бездетного супруга таким образом «выправили», и он обретет счастье быть отцом.
В последнее время происходит определенная трансформация обряда захоронения последа. Как сообщают информанты, захоронение последа по традиции проводилось повивальной бабкой без всяких торжеств и без посторонних участников. Но по традиции все предохранительные меры соблюдались: в ямку с последом клали пучок конского волоса и три камня. При таком захоронении последа произносились заклинания – үреэлы – в адрес ребенка – последа: «Хур шулуунhаа хүндэ, хара шулуунhаа хатуу ябаарай!» (Тяжелее прошлогоднего камня, тверже черного камня будь!) и др. Иногда, когда в семье часто умирали дети, послед отдавали собаке. Считалось, если собака съест послед весь, то он таким образом будет скрыт от злых духов и жизнь ребенка будет сохранена.
В целом, можно утверждать, что трансформация обряда захоронения последа происходила повсеместно. Но при захоронении последа придерживались традиционных обычаев. Послед помещали в какую-нибудь посудину, чаще всего в берестяное лукошко, вместе с последом в лукошко клали уголь, зерно, три черных камня, иногда серебряную монету и березовые лучинки. Зерно клали, чтоб ребенок вырос здоровым и расплодился (размножился), как зерна (имитативная магия), причем кладя зерна, произносили заклинания: «таряан шэнги тара, будаа шэнги бутара» – как зерно, распространись, как просо, рассыпься (размножься). Три черных камня не только означали твердость и крепость души ребенка, но и были защитой, преградой для злых духов к последу: «хара шулуун - хаалга, хүрин шулуун - хорёо» – ´черный камень – преграда, коричневый камень – ограда´. Серебряная монета считалась символом долговечности: «мүнгэн адли мүнхэ наhатай боло» – будь долговечен, как деньги, или богатства. Березовые лучинки клались, чтобы ребенок рос и размножался. При этом произносили заклинание: «Хуhан модон адли набшалжа, намаалжа бай» – Разветвляйся, расплоди многочисленное потомство, как береза, покрытая листьями!
Таким образом видно, что захоронению последа буряты придавали исключительно важное значение, и все действия, связанные с этим обрядом, основывались на древних представлениях. Повсеместно послед сопровождался различными предметами с целью «передачи» ребенку тех качеств, которые были свойственны этим предметам и которые символизировали силу, крепость, богатство, плодовитость. Не менее важным назначением сопутствующих предметов являлась защита от злых духов.
Место захоронения последа для бурята было особо почитаемым местом. Периодически, особенно в трудные моменты жизни (болезнь, недомогание, неудачи), буряты приходят на место захоронения последа, окроплять землю молоком и подносят духам молочную пищу. Исполняли этот обряд не только те люди, которые продолжали жить в родных местах, но и те, кто жил в другом районе, городе.
У кударинских (кабанских) бурят обряд захоронения последа ребенка проводился после специального обряда Арюулган. Наш информант, Сушнеева Рита Никитична из с. Ранжурово рассказывала, что проводился обряд так: раньше старики говорили: «Тохоног хүрэтэр тоонто малтаха, тоhотой зөөхэй эдихэ» – Закапывать послед в ямку глубиной с локоть, значит кушать масло со сметаной. Собирались на этот обряд самые близкие. В подполье дома пожилая бабушка выкапывала ямку для последа. Бабушка, которая закапывает послед, это близкая родственница, имеющая мужа, много детей. В небольшой кусок шерсти клали: вместо последа немного детского кала, волосы матери, зерно, красивый камень либо пуговицу. Все это завернув в шерсть, клали в ямку, и бабушка сверху окропляла молоком, чаем, водкой. Также говорили добрые пожелания ребенку: "Энэ хүбүүмнай – ута наhатай, удаан жаргалтай, hайн hайхан, үнэр баян hууг! Һайн hургуулитай, ажалтай, ноен болог!" После этого все празднуют, угощаются. Дарят подарки ребенку. И сейчас у нас продолжают так делать обряд (в нынешнее время, где возьмешь послед). Сама тоже принимала участие в данном обряде – закапывала послед ребенка.
Другой информант Дарья Дармаевна Арьяева из с. Кырен Тункинского района сообщила следующее: Послед ребенка назывался үхибүүнэй нүхэр. Ведь раньше жили в юртах, поэтому послед могли хоронить возле юрты в чистом месте. Высохший послед заворачивали в белую чистую тряпочку и ложили в ямку. На дно ямки стелили небольшой кусочек выделанной шкурки или шерсть, что было. Так хоронили.
Следует отметить, что в современных условиях традиционный обряд захоронения последа претерпел значительную трансформацию и бытует в отдельных районах Республики Бурятия: Кабанском, Закаменском, Тункинском.
Служебная информация
- Автор описания: Гымпилова Сэсэгма Дмитриевна
- История выявления и фиксации объекта: Записи фольклорной экспедиции Республиканского центра народного творчества 2022 г., сделанные Гымпиловой Сэсэгмой Дмитриевной от Сушнеевой М.Н., 1947 г.р., с. Ранжурово Кабанского района, Арьяевой Дарьи Дармаевны, 1940 года рождения, с. Кырен Тункинского района РБ.
- Библиография
Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Вторая половина XIX начала XX века. – Улан-Удэ, 1991. С. 64-70.
Петри Б.Э. Внутриродовые отношения у северных бурят. – Иркутск, 1925. С.61-62.
Видеография: