Старообрядческая иконопись В.В. Измайлова в с. Тарбагатай Тарбагатайского района

Старообрядческая иконопись В.В. Измайлова в с. Тарбагатай Тарбагатайского района

1. Вид объекта.

Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории.

2. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русские (старообрядцы Забайкалья).

3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русский язык, церковнославянский язык.

4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).

Старообрядчество (Русская Древлеправославная Церковь).

5. Наименование места (мест) бытования объекта.

Западное Забайкалье.

6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Село Тарбагатай Тарбагатайского района.

7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Республика Бурятия.

8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.

Широта: 51°28′55″ с.ш., долгота: 107°21′41″ в.д.

9. Краткое описание объекта.

На волне духовного возрождения забайкальского старообрядчества в Забайкалье проявился феномен ренессанса традиционной древлеправославной иконописи. В 1990-2000-е гг. здесь начали писать несколько иконописцев, работающих в стиле «старого письма», принятого у староверов. И если одни занимались этим промыслом спорадически, то для других он стал смыслом жизни и основным профессиональным поприщем. К последним относится В.В. Измайлов, который долгое время проживает и трудится в Тарбагатае. Он начал заниматься иконописью в 1991 г. и за прошедшие десятилетия написал около 2000 икон, которые украшают многие храмы и божницы старообрядцев Бурятии и других субъектов РФ. Также его произведения имеются в храмах других стран (Польша). Помимо отдельных образов В.В. Измайловым полностью или частично оформлены иконостасы старообрядческих храмов Тарбагатая, Нижнего Саянтуя, Нового Загана, а также Иркутска, Мот (Иркутская область), Кисловодска, Китаевского (Ставропольский край), Габовы Грабы (Польша) и др. Сейчас ведётся работа над иконостасом церкви в Верхнем Саянтуе.

10. Подробное описание объекта.

Исторически старообрядцы являются хранителями древневизантийского и древнерусского церковного искусства. Именно они сохранили иконы в стиле «рублёвского письма», несмотря на гонения и запреты со стороны официальной светской и церковной власти. Для этого они создавали подпольные (а со времени введения единоверия полуподпольные) иконописные мастерские в разных регионах. Особой проблемой была подготовка профессиональных иконописцев. Именно поэтому достаточно широким феноменом дореволюционной России стали непрофессиональные иконы «деревенских писем». Тем не менее, иконописцы и иконописные школы существовали, а икона «старого письма» стала одним из ключевых маркеров идентификации этой группы. В наше время семейские старообрядцы Бурятии также серьёзно относятся к соблюдению традиций при оформлении сакрального и прилегающего к нему пространства. Поэтому они ценят наличие местной иконописи и возможности её использования при создании убранства своих храмов и «передних» углов.

Древлеправославная иконопись является глубоко символическим религиозным искусством, призванным визуализировать разные сюжеты христианской Картины мира. В основу иконописных сюжетов берутся разные фрагменты христианской (в старообрядческой версии) литературы. Традиции, сложившиеся за века развития (темперная живопись в нереалистичном стиле «старого письма» на специально подготовленной доске, которая может иметь шпонки, ковчег, левкас и др.), выступают как общие основы этого жанра искусства. Местная специфика разных регионов, школ и мастеров выступают творческим развитием традиции, создавая местный аутентичный материал. Примером подобного явления является иконопись современного забайкальского иконописца В. В. Измайлова. Его иконы, с одной стороны, отличает соблюдение всех традиционных норм, а с другой – проявление глубокого духовно-художественного поиска, направленного на выражение высоких смыслов христианского учения. Этому способствует профессиональный уровень, позволяющий проявлять вдумчивость и глубину, строгость и сдержанность, печаль и радость и, в конечном счёте, сакральность изображённого.

Уникальность творчества В. В. Измайлова заключается в том, что он является забайкальским старообрядческим профессиональным иконописцем, который, с одной стороны, опирается на традиции аутентичной иконописи «сибирских писем», а с другой – выработал свой авторский узнаваемый стиль. Более того, самостоятельно создавая прориси икон, он оригинально визуализирует разные сюжеты Писания и Предания, в том числе, которые ещё не получили широкой сюжетной кодификации. Это позволяет говорить о том, что, в отличие от известных иконописных и иконопечатных центров страны, в современном Тарбагатае реализуется иконописное творчество на традиционной основе (с соблюдением непременных правил).

Ценность феномена заключается в поддержании и развитии традиционного иконописного искусства в стиле «старого письма»; в соблюдении основных техник и канонов этого жанра религиозного искусства; в авторском изводе классических сюжетов русской иконописи; в развитии традиций «сибирских писем» дореволюционного периода; в визуализации ранее не проработанных христианских сюжетов; в высоком художественном уровне исполнения, позволяющем презентовать строгую сдержанность, глубину и праздничность одновременно; в положительном воздействии на прихожан храмов, обычных старообрядцев и других людей, через транслирование традиционных ценностей.

11. Предметы, связанные с объектом.

Иконы.

12. Техники и технологии, связанные с объектом.

Иконопись.

13. Способы и формы передачи объекта.

Трансмиссия знаний и необходимых навыков воспроизведения местной иконописи связана с личностью иконописца, его окружением и внешней поддержкой. Обретение учеников, одним из мотивов которых может быть признание и поддержка учителя, позволит сохранить эту традицию и передать её новым поколениям старообрядцев и всего населения Бурятии.

14. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Старообрядческий иконописец В.В. Измайлов.

15. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Хранителями произведений В.В. Измайлова являются старообрядческие приходы и отдельные старообрядцы Республики Бурятия и других регионов страны и мира.

16. История выявления и фиксации объекта.

Экспедиции А.В. Кострова 2001-2022 гг. Экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.

17. Источники информации об объекте.

Иконы и их фото, прориси и рукописный авторский каталог, интервью с В.В. Измайловым, старообрядческими священниками и другими старообрядцами.

18. Современное состояние объекта.

В данный момент иконописное искусство В.В. Измайлова находится на подъёме. Иконы бытуют как в храмовом, так и в приватном пространстве старообрядцев, которые заказывают разные, в том числе тематические («именные», «мерные» и др.), образы. Местом современного бытования этого традиционного ремесла является село Тарбагатай. Форма бытования – сохранение, развитие и применение навыков традиционной иконописи в стиле «старого письма», принятом у старообрядцев.

На данный момент риск исчезновения отсутствует, но может появиться в случае проявления неблагоприятных факторов, угрожающих здоровью и возможностям мастера. Также существует возможность его переезда в другой регион. В этом случае, отсутствие учеников и последователей приведёт к пресечению местного самобытного профессионального иконописания, но останется в виде богатого художественного наследия.

19. Авторы (составители) материалов об объекте.

Костров А.В., доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.

20. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.

Фото 1. Иконостас в старообрядческой церкви. с. Нижний Саянтуй. Фото А.В. Кострова;

Фото 2. Центральная часть иконостаса. Фото А.В. Кострова;

Фото 3. Распятие, написанное В.В. Измайловым. Фото А.В. Кострова;

Фото 4. Икона Св. Христофор, написанная В.В. Измайловым. Фото А.В. Ксотрова;

Фото 5. Икона Св. Никола Чудотворец, написанная В.В. Измайловым. Фото А.В. Кострова4

Фото 6. Икона Избранные святые, написаная В.В. Измайловым. Фото А.В. Кострова4

Фото 7. Икона Св. Варвара, написанная В.В. Измайловым. Фото А.В. Кострова;

Фото 8. Икона Покров Пресвятой Богородицы, написанная В.В. Измайловым. Фото А.В. Кострова;

Фото 9. Авторская прорись В.В. Измайлова. Фото А.В. Кострова;

Фото 10. Страницы авторского каталога, который ведет В.В. Измайлов. Фото А.В. Кострова.

Каталог (реестр) объектов нематериального культурного наследия народов Республики Бурятия

Бурятские народные загадки — таабаринууд

Бурятские народные загадки - таабаринууд

Архиин дуунууд хонгодоров

Архиин дуунууд хонгодоров

Обработка шерсти в традиции окинских бурят

Обработка шерсти в традиции окинских бурят

Домог — Бурятские топонимические легенды

Домог - Бурятские топонимические легенды