Народные способы обработки шкуры - "Эрьюулгэ" в традиции окинских и тункинских бурят

Паспорт объекта и справочная информация.

  1. Наименование объекта: Технология выделки шкур животных в традиционных хозяйственных практиках бурят
  2. Краткое описание: Обработка шкур и кожи входила в число основных видов хозяйственной деятельности кочевников-скотоводов и осуществлялась сугубо в домашних условиях. Многовековой опыт обработки шкур и кожи способствовал формированию особой технологии, которая включала появление в быту бурят специальных приспособлений для выделки шкур, особых средств, с помощью которых шкурам придавалась мягкость и эластичность, корректировался цвет шкуры или кожи.
  3. ОНКН Категория: Традиционные технологии. Выделка шкур животных
  4. Этническая принадлежность: буряты
  5. Конфессиональаня принадлежность: шаманизм, буддизм
  6. Язык: бурятский
  7. География, место бытования: с. Хурга Окинского района Республики Бурятия, с. Кырен Тункинского района

Технология выделки шкур в традиции окинских и тункинских бурят

Основные занятия бурят – скотоводство и охота, суровые природные и климатические условия проживания предопределили возникновение широкого ряда изделий из кожи и меха в традиционном быту бурят. Из этих материалов шилась одежда и обувь, постельные принадлежности, различные хозяйственные предметы, конское снаряжение и многое другое. Как чрезвычайно важному элементу хозяйственной деятельности бурят, процессу обработки шкур уделили много внимания ученые этнографы, такие как И.Е.Тугутов, К.В. Вяткина, В.А. Михайлов, А.А. Бадмаев.

В традиционном хозяйстве бурят выделка шкур входила в перечень повседневных обязанностей женщин. Они же были и портными и сапожниками. Принять участие в выделке шкур мог и мужчина, особенно если речь шла о шкурах крупных животных, обработка которых требовала больших физических усилий. Большую часть этой работы старались выполнить летом, когда и день долог и света много.

Процесс выделки шкуры животного традиционным способом был в целом очень трудоемким и состоял из нескольких этапов. Выделку шкуры мелкого рогатого скота начинали с процесса заквашивания (дэбтээхэ), который сводился к обильному смачиванию мездровой стороны смесью кислого молока (курунга) с отрубями или арсой, бозо (разновидности молочной продукции скотоводческого хозяйства). Пропитанная таким образом шкура сначала складывалась конвертом шерстью наружу, затем сгибалась по оси и наконец сворачивалась в тугой цилиндр, оставаясь в таком состоянии примерно сутки. На следующий день скатку разворачивали и приступали к первичной обработке, пользуясь небольшой мялкой – круглой палочкой длиной около трети метра. Затем шкуру вновь смазывали молочной смесью и скатывали. На следующем этапе обработки головную и хвостовую части шкуры наматывали на небольшие палки длиной около метра. С их помощью шкуру скручивали то в одну, то в другую сторону, периодически вытягивая ее вертикально. Делали это так: наступив на концы одной палки ногами, за концы другой палки шкуру руками тянули вверх. Скручивание шкуры повторялось несколько раз в день и продолжалось два-три дня. Периодически шкуру смазывали курунгой, арсой мучной кашицей, составом из растертой вареной печени. У агинских бурят обработка печенью имела специальное название эльгэдэлгэ. Смесь из печени готовили следующим образом: вареную печень разминали в молоке до тех пор, пока не исчезали даже самые маленькие кусочки. Скручивание шкуры чередовалось с ее разминанием руками или в ручной кожемялке тальти/талхи. Ручная кожемялка состояла из колоды с зазубренными стенками и деревянного рычага.

На следующем этапе шкуру скребли с помощью скребка хэдэргэ, удаляя мездру хальhан. Затем вновь промывали шкуру кислым молоком. После просушки овчины на солнце ее смазывали молоком и телячьим навозом и снова скребли. Потом ее сушили и смазывали мучной кашицей, а после очередной просушки скребли. Весь процесс выделки одной овечьей шкурки продолжался около двух недель.

По окончании выделки овчину мыли водой с молоком или арсой с мылом – эти составы очищали шерсть и способствовали ее отбеливанию. Основная цель выделки шкуры состояла в очищении ее от мездры, придании ей эластичности, мягкости и кроме того, в некотором увеличении площади шкуры за счет ее растягивания.

Шкуры крупного рогатого скота, лошадей освобождались от волоса – из них и получали кожу разного качества. Алгоритм производства состоит из следующих действий: замачивание (промывка и отмачивание шкуры), мездрение (очистка от рыхлой подкожной клетчатки, остатков мяса и жира), удаление волоса с верхним роговым слоем, квашение для размягчения кожи, дубление, выравнивание, крашение и жирование. Такая последовательность является общей для всего кожевенного производства, различия у разных народов существовали лишь в приспособлениях, способах и приемах применения этих операций как результат эволюции ремесла.

Буряты обработку шкур крупных животных обычно производили не сразу после забоя животных. Так, как крупный скот забивали преимущественно осенью, с началом наступления холодов, то шкуры посыпали солью, складывали мехом наружу и хранили так до весны. За зиму набиралось около 10-20 шкур. Когда наступали теплые дни, шкуру разворачивали, просушивали и приступали к обработке. Шкуру смазывали смесью кислого молока и отрубей. Вымоченную таким образом шкуру очищали от шерсти, соскабливая ее старой косой или длинным тупым ножом. Шкуры забитого летом скота клали в мешок, ставили в теплое место. Шкура в мешке проветривалась, теряла запах. Держали шкуру в мешке дня два, три, не допуская глубокого гниения. Потом вынимали шкуру, а подгнившую шерсть легко можно было удалить лопатой. Нередко для легкого удаления шерсти шкура вымачивалась в воде. Иногда использовали не простую воду, а настой из коры лиственницы. Для дальнейшей выделки кожи употребляли крупную стационарную кожемялку эрьюулгэ.

В традиционном хозяйстве бурят использовались разные виды кожемялок: эрьюулгэ, предназначенные для выделки шкур крупных домашних и диких животных – крупного рогатого скота, лошадей, лосей, изюбрей, медведей и тальти - кожемялка для выделки шкур небольших животных. Стационарные кожемялки были хорошо описаны К.В. Вяткиной. Один из видов эрьюулгэ представлен вертикальным столбом, врытым в грунт и приставляемых к нему двух выдолбленных колод. На столб наматывалась шкура, потом обе колоды связывали между собой и вращали вокруг оси при помощи деревянного стержня, вставленного в прорези колод. Второй тип кожемялки состоял из двух параллельных неподвижных досок, расположенных друг над другом и соединенных восемью или четырьмя стержнями шоро и четырьмя стойками.

Все это сооружение вращалось вокруг деревянной оси сэргэ, вкопанной в землю. Ось имела посередине продольное отверстие, через которое пропускалась шкура, закручивающаяся вокруг оси. Во время движения кожемялки кожа подвергалась трению острых краев шоро и таким способом размягчалась. Такую кожемялку обычно вращали при помощи вола. Само по себе вращение не приводило к нужному результату. В процессе вращения необходимо было периодически тянуть шкуру, что требовало больших физических усилий. В процессе разминания шкуры в эрьюулгэ, ее периодически смазывали разными составами. Одним из лучших средств считалось костное масло. Для его получения всю зиму собирали кости – уусын яhа (кости заколотого на зиму скота). Крупные мозговые кости, мослы, очищенные от мяса, дробили на плоском камне, затем долго кипятили в котле – в результате на поверхности выделялось костное масло. Маслом смазывали мездру, потом шкуру вновь помещали в эрьюулгэ и выделывали. Затем шкуру смазывали кислым молоком и снова мяли. В результате такой выделки шкура получалась мягкой и прочной. Костное масло также шло для смазывания кожаной обуви, сбруи. Смазанная маслом или жиром обувь долго не намокала, сохраняя эластичность. Примечательно, что кударинские буряты, живущие у Байкала, в этих же целях смазывали свою обувь рыбьим жиром, добиваясь аналогичного эффекта.

Таким образом, за все время обработки шкуры ее несколько раз пропитывали составом, сделанным из разнообразных средств: печени, костного мозга, кислого молока и кашицы из ржаной муки.

Особенно бережно обрабатывались шкурки ценных пушных животных. Их мяли только руками, стараясь не измазать драгоценный мех средствами для выделки. Особое требование существовало и по отношению к средствам, применявшимся для обработки шкур. Составы для выделки выбирались в зависимости от цвета меха животного. Шкуры со светлым мехом предпочитали выделывать с использованием кисломолочных продуктов, темные шкуры – с использованием печени, мучной кашицы из ржаной (темной) муки. Не каждой женщине доверяли выделку шкур пушных животных. Известны представления, что руки многих женщин находятся не в ладу с таежными животными – их шкуры плохо выделываются, твердеют, ломаются, мех тускнеет. Только в руках редких мастериц шкуры пушных животных становились мягкими и эластичными, а мех – блестящим и пушистым.

Кожу на ремни окинские буряты выделывали с помощью особого приспособления туюр.  Приспособление представляет собой плоскую доску с двумя отверстиями, через которые пропускают ремни. За счет вращения доски и натяжения ремней происходит их выделка.

Служебная информация

1. Автор описания: Содномпилова Марина Михайловна

2. История выявления и фиксации объекта: Записи экспедиции РЦНТ Республики Бурятия 2022 г. в с. Хурга Окинского района Республики Бурятия, информатор: Аюшеева С.Б. 1958 г.р.; в с. Кырен Тункинского района Республики, информатор: Арьяева Д.Д.; полевые материалы Содномпиловой М.М. 2002 г., собранные в Закаменском районе Республики, информатор: Галданова Цыбик Цыреновна 1908 г.р.

3. Библиография:

Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят Л.: Изд-во Наука, 1969. 217 с.

Линховоин Л. Лодон багшын дэбтэрhээ. Материалы на бурятском и русском языках. Улан-Удэ: Изд-во Буряад-Монгол ном, 2012. 382 с.

Тугутов И.Е. Материальная культура бурят. Улан-Удэ: Типография Министерства культуры Бур. АССР, 1958.

Интернет-ресурсы: www.agamuzey.ru

Объекты нематериального культурного наследия народов района

Обряд поклонения хозяину скотного двора «Сииргэнэй hан»

Обряд поклонения хозяину скотного двора "Сииргэнэй hан"

Свадебный обряд оформления одеяла как приданное невесты «Хүнжэлэй бүреэдэhэн»

Свадебный обряд оформления одеяла как приданное невесты «Хүнжэлэй бүреэдэhэн»

Архиин дуунууд хонгодоров

Архиин дуунууд хонгодоров

Технология приготовления традиционного чая «Зутраан сай»

Технология приготовления традиционного чая «Зутраан сай»