Традиция бытования кички у семейских Бурятии

Традиция бытования кички у семейских Бурятии

Краткое описание:

Яркой отличительной особенностью семейских является их одежда. Она приняла свой окончательный вид в конце XVII — начале XVIII вв., когда староверы проживали в Польше. Она включила в себя не только северовеликорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского и украинского костюмов (гачи, шаровары, ношение корольков, то есть бус, и т.д.), а также способы повязывания платков.

Кичка была принадлежностью замужней семейской женщины. Кичка, среди множества форм и видов женских народных головных уборов является наиболее древней и сложной. У семейских Забайкалья сохранилось два вида кичек. У чикойских старообрядцев она лопатообразной формы, очень твёрдая, с обручем, скатанным из плотной материи и жидкого теста. На такую высокую и широкую кичку спереди надевался кокошник, а с задней части головы, со стороны затылка — подзатыльник. У староверов Бурятии кичка состоит из небольшого твёрдого возвышения спереди (рожок) и задней мягкой матерчатой части, в виде шапочки или пилотки, называемой «задушка». Кичка затягивается вокруг головы специальным шнурком.

Сверху весь головной убор перевязывался крест-накрест старинным «барсовым» (шелковым, с характерным рисунком) платком, сложенным в жгут.

Нами зафиксированы кички из Тарбагатайского (с. Тарбагатай, Большой Куналей, Нижний Жирим, Пестерёво), Бичурского (с. Бичура) и Селенгинского (с. Ягодное) районов Бурятии.

 

Состояние бытования: Кичка — головной убор замужней семейской женщины, полностью скрывающий волосы. Развитие и распространение кичкообразных головных уборов у русских приходится на время расселения восточных славян на территории северной части Восточной Европы. «Сорока с кичкой» в XVII–XVIII веках являлась основным женским головным убором Тульской, Рязанской, Воронежской, Орловской, Калужской, Тамбовской и Пензенской губерний, т.е. южных областей России. В южновеликорусских губерниях кичка имела весьма разнообразную форму — круглую, лопатообразную, в виде копыта или острых рогов, высотой до 22 см.  Без кички замужняя женщина не только не могла показаться на люди, но «ее бы из избы выгнали», как рассказывают старики.

  У староверов Бурятии передняя надлобная часть кички украшалась повязкой (пояска, опояска) из бисера и перьев селезня, называемых в народе «кучерями». Иногда женщины вместо корольков — бусинок пришивают по краю цветные шарики, сшитые из яркой ткани. Решеточка — основа узора пояски может быть квадратной, ромбовидной и треугольной, в зависимости от строения ячеек сеточки. Бисерные решетки, плетеные, как и пояски, носили в качестве нагрудного украшения, завязывая на шее сзади. Они были узкие и широкие, носили их молодые и пожилые женщины. Такие же решеточки пришивали к девичьим накосным украшениям. В Мухоршибирском и Бичурском аймаках к пояске пришивали кучери по всему краю или только над висками по 5–6 штук.  

Сверху кичка покрывалась кашемировой шалью или атласным платком, сложенным по диагонали, концы которого перекручивались спереди на рожке кички и прятались сзади и с боков. В задней части кички, со стороны затылка, два других конца платка с кистями падали на спину, образовывая так называемый «пучок».

В старину у семейских Бурятии молодухи также носили на кичках золотошвейные кокошники, а со стороны затылка - позатыльники (назатыльники), но иной формы, чем чикойские, повторяя вытянутую форму кички.

Позатыльники (подзатыльники) сохранились дольше, чем кокошники, и известны семейским до сих пор. Кокошников же осталось совсем мало, большинство из них позднее было перешито на позатыльники (подзатыльники). Последний служил не только украшением и непременным атрибутом женского головного убора, но и предохранял шаль или платок от загрязнения.

В начале XX века в селе Большой Куналей образовался свой традиционный прием повязывания кички, который быстро распространился среди семейских всего Тарбагатайского района. «Куналейским» способом повязывались только праздничные кички, повседневные же продолжали повязывать традиционно, по старинке, перекручивая узлом. Невесте и молодым женщинам в Куналее концы шали спереди, возле рожка, не перекручивались, а связывались крест-накрест другим небольшим платком, скрученным в жгут, и вновь возвращались назад. Концы малого платка также прятались с боков. От этого кичка получалась объёмной, пышной и высокой. Нужно отметить, что староверы Бичуры кашемировую или атласную шаль поверх кички перекручивали не один раз, а два или даже три. Поэтому такая кичка тоже получалась очень высокой и острой.

 

Методика кроя и шитья передней части кички:

Технология кроя и шитья передней части кички.

Шаг 1. Свернуть ткань втрое и тщательно прогладить утюгом. Исходный материал ситец или бязь.

Шаг 2. Холщовую проглаженную ткань сложить втрое и вложить внутрь ситцевой ткани. Прошить повдоль 4-5 рядов, вперед иглой (стежок в стежок).

Шаг 3. Прошить повдоль 4-5 рядов, вперед иглой (стежок в стежок).

Шаг 4. Одновременно стянуть все нити, образовав заготовку в виде гармошки. Верхние нити должны быть стянуты туже, нижние – слабее; должна получиться заготовка в виде «веера».

Шаг 5. Холщовый прямоугольник 100 х 90 мм скрутить в тугой жгут, предварительно слегка смочив ткань водой.

Шаг 6. Вырезать усеченный треугольник из куска холста или байки 100 х 50 мм. Так же скатать в тугой жгут, предварительно слегка смочив ткань водой.

Шаг 7. Меньший жгут наложить на больший и сшить друг с другом. Соединить с ранее собранной «гармошкой» рожка, уложив заготовку на верх собранной «гармошки» вовнутрь. Обернуть её лишней тканью рожка. Прошить вручную дважды, прочной нитью №10. 

Шаг 8. Образованную заготовку перегнуть вертикально по «гармошке», сложить вдвое и верхнюю часть сшить прочной нитью №10, так, чтобы образовался рог. Чтобы он был более твердым во внутреннюю часть заливали настой хлебных отрубей. Сейчас можно использовать разведенный клей ПВА; ждать, чтобы рог пропитался.

Шаг 8. Образованную заготовку перегнуть вертикально по «гармошке», сложить вдвое и верхнюю часть сшить прочной нитью №10, так, чтобы образовался рог. 

Технология кроя и шитья задней части кички.

Шаг 1. Ткань (ситец) 580 х 350 мм. От края отступить на 100 мм, перегнуть и прошить. Противоположный край ткани «подрубить».

Шаг 2. Образованную заготовку собрать по противоположным краям в складочки и пришить к готовому рожку.

Шаг 3. Заготовка получается в виде шапочки или пилотки. Верх задней части собрать в складочки иглой через край и оттянуть. По нижней части кички пришить шнурок (свитый или плетеный), или яркую узкую тесемку. В затылочной части кички из этого шнурка сделать 3 небольшие петли. Продеть в них длинный шнурок (при одевании кички он затягивается вокруг головы). К рожку кички для украшения в передней лобной части может быть пришита «опояска» из бисера и перышек.

 

Риск исчезновения:

Кичка полностью переместилась в празднично-обрядовое «поле»; знания о правилах ее ношения и украшения постепенно редуцируются. Участники фольклорных ансамблей и народных хоров порой нанизывают на кички неимоверное количество украшений, что, безусловно, дает неверное представление о традиционном головном уборе семейских женщин. «В будни носили и носят старые шерстяные небольшие платки (1,5 х 1,5) или просто кусок сатиновой ткани поверх кички. Иногда в будни ходят до сих пор в так называемой калмычке — небольшом платке, повязанном описанным способом вокруг головы, без кички; для сохранения видимости кички в углы платка подкладывается бумага, чтобы спереди получался «рог»

Показателем глобального изменения  традиции бытования кички можно считать головной убор, представляющий собой кичку, на которую не только намотана, но и закреплена атласная шаль, украшенная брошами. Если традиционно на голову сначала одевалась кичка, а только потом на неё наматывалась шаль, то в период фольклорного ренессанса 1990-2000-х гг., некоторые артисты народных певческих коллективов стали упрощать этот процесс и интегрировали кичку и шаль на постоянной основе. В результате убор одевается и снимается сразу весь, что удобнее для концертной деятельности, но совершенно не отвечает традиционным подходам. Тем не менее, этот предмет коллекции отражает дух своего времени (постсоветской эпохи), особенности восприятия и транслирования традиции.

Ценность памятника:  

Историко-этнографические характеристики:

Кичка является основой головного убора замужней женщины и представляет собой чепчик особой формы, под которую прячутся волосы и на которую обязательно наматывается платок. Первый раз она одевается во время брачного обряда при расплетании одной девичей и заплетании двух женских кос. После этого она носится постоянно (кроме ночного времени) и имеет несколько вариантов – обыденная, моленная, праздничная и смеретная. Спереди над очельем имеется плотный «обручок», имеющий у западных и восточных семейских разную форму (у первых он «рожком», у вторых «гребнем»). Форма «обручка» задаёт форму праздничного кокошника, который одевается на кичку. Соответственно, в Западном Забайкалье он овальный («копытцем»), а в Восточном – круглый. И если кокошник носился по праздникам, то в обычное время на кичку наматывалась косынка или шаль. Сзади на кичку при использовании и кокошника, и шали надевали прямоугольный позатыльник. При походе на моление поверх кички и намотанной на неё косынки вроспуск надевалась шаль, которая на подбородке не завязывалась, а застёгивалась булавкой. Также имели место вариации бытования головного убора, в основном заключающиеся в комбинации кички, кокошника и шали (повязывание сложенной шали от подбородка наверх кички, обвязывание сложенной шалью кокошника по кругу).

У праздничных кичек спереди пришиты пояски (ленты с бисерной понизью) и других украшения. Бисерная пояска (с бисером разных цветов, но чаще всего с использованием чёрного) могла использоваться как с кичкой, так и без неё. Помимо подобного украшения встречается бисерная или другая понизь, интегрированная в нижний край очелья. Наиболее интересным в является использование дореволюционных стеклянных бус и бирюзовых камней.

Кичка – не только атрибут замужества, но она удивительным образом подчеркивала всю красоту и величавость женщины, раскрывая её характер. Украшения на кичке в виде брошей, бисера, перьев и цветов говорили о том, что хозяйка живёт в достатке. Если же кичка была повязана из недорогого темного платка, а то и попросту куском черной материи, это выдавало факт несостоятельности хозяйки. Если кичка уродливо смотрела вниз, напоминая клюв вороны, или перекрученный впереди узел таращился набекрень, то о такой женщине говорили – неумеха, кулёма, помазок.

Кроме всего перечисленного, кичка украшалась у молодух искусственными цветами, живыми цветами, брошками и висюльками. Спереди, прикрывая узел двух концов платка, снизу вверх подтыкались и загибались кисти или специальная «челка» из связанных в пучок нитей.

Способы передачи традиции:   

в ходе собирательской деятельности был создан многомерный срез этого параметра быта семейских старообрядцев. Это предоставляет важную источниковую базу для изучения яркой и самобытной группы, позволяет выяснить разные вопросы и приблизиться к содержательной реконструкции как костюма, так и культуры в целом.

Сохранение: Статистика имеющихся предметов может говорить о следующем. Соотношение кокошников и кичек презентует ситуацию, когда количество такого распространённого предмета как кичка (которая раньше была обязательным атрибутом каждой женщины) ненамного превосходит количество столь редких кокошников. Очевидно, что это связано с тем, что кичка является личным (и в определённом смысле интимным) предметом женского гардероба. Поэтому старообрядцы не всегда были готовы отдать, а их потомки сохранять её. Также нельзя исключать и ориентации собирателей, которых в первую очередь интересуют уникальные, а не обыденные вещи. Показательно и большое количество позатыльников, которое сопоставимо с совокупным количеством кичек и кокошников. Дело в том, что этот компонент головного убора носили как с кокошником, так и с шалью, намотанной на кичку. И если золотошитый кокошник чаще всего был атрибутом праздничного костюма богатой женщины (дольше всего сохранялся как свадебный головной убор молодухи), то позатыльник дополнял праздничную кичку (с бисерной пояской) и намотанную на неё шаль у большинства семейских женщин. Также простые (или старые праздничные) позатыльники носили повседневно. И если кокошник стал уходить из употребления уже в начале XX в., то позатыльник использовался до 1930-х гг. и до этого периода оставался единственной золотошитой (иногда парчёвой) частью головного убора. Более того, уход кокошника на фоне продолжающегося использования позатыльников иногда вёл к тому, что последние начинали делать из распоротых кокошников. Поэтому на них иногда встречаются неполные фрагменты солярной символики, звёзд и т.д. В результате в коллекции представлено большое количество этого предмета, который, с одной стороны, несёт на себе традицию местного золошвейного искусства, а с другой – не является таким «закрытым» (даже когда не носится), как кичка.

Основными хранителями являются частные и ведомственные музеи Республики Бурятия, а также старообрядцы поселений. В музейных учреждениях разного уровня имеются коллекции головных уборов, в т.ч. кички (школьный краеведческий музей «Родина» (Бичурская СОШ №1), Этнографический музей народов Забайкалья, Национальный музей Республики Бурятия). Для сохранения этого историко-культурного феномена необходимо: продолжать работу, направленную на фиксирование бытования поясов и экспонирование. Особую роль должны сыграть научные и популярные публикации, продвигающие информацию об их ценности.

Популяризация: Фиксация (в том числе фотофиксация) и описание, музеефикация и изучение, поддержание навыков производства, а также тематические перспективные публикации будут способствовать распространению информации о феномене и необходимости его сохранения.

Лица: Хранителями являются семейские старообрядцы, которые пожелали остаться неизвестными. Экспертами и исследователями – А.В. Костров (д.и.н., проф. ИГУ), В.Ф. Иванов (БГСХА) С.В. Васильева (д.и.н., проф. БГУ), С.В. Бураева (д.и.н., в.н.с. ИМБТ СО РАН).

Организации:  государственные и негосударственные музеи РБ

Материалы: Архив экспедиции БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций).

Литература:

  1. Охрименко Г. И. Женский костюм семейских XIX – XX вв. и его украшения / Г. И. Охрименко // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. – Москва : Наука, 1969. – С. 189-222.
  2. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. — Новосибирск : Наука, 1975. Ч. II. Забайкалье.
  3. Иванов В.Ф. «Как цветок в янтаре» Народный костюм сесмейских Забайкалья.Издательский дом «Экос», 2018. С. 62-68.
  4. Костров А. В., Галданова Ю. Ю. Коллекция женских головных уборов старообрядцев-семейских в собрании Этнографического музея народов Забайкалья // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2022. №1(21). с.42-50.

Национальность / культура: Русские (великороссы), семейские старообрядцы Забайкалья.

Тип ОНН: Празднично-обрядовая культура и Техники и технологии, связанные с традиционными ремёслами.

 

 

Объекты нематериального культурного наследия народов района

Свадебный обряд застилания постели «Хударайн басаганай заhал табилга»

Свадебный обряд застилания постели "Хударайн басаганай заhал табилга"

Обряд поклонения духам местности — «Монголоо эдеэлүүлхэ» «Кормления монгола» у кударинских бурят

Обряд поклонения духам местности - "Монголоо эдеэлүүлхэ" «Кормления монгола» у кударинских бурят

Обряд захоронения последа – «Тоонто тоонтолхо»

Обряд захоронения последа – "Тоонто тоонтолхо"

«Чемодан» как приданное невесты у кабанских бурят

"Чемодан" как приданное невесты у кабанских бурят