Традиция использования домовой резьбы у семейских Бурятии
1. Вид объекта.
Иные объекты нематериального этнокультурного достояния
2. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
русские (старообрядцы / семейские)
3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
русский / южнорусский диалект
4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).
православие / старообрядчество
5. Наименование места (мест) бытования объекта.
Российская Федерация, Республика Бурятия, старообрядческие села Бичурского района.
6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Села Бичура, Мотня, Новосретенка, Окино Ключи
7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Республика Бурятия
8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.
с. Бичура - 50°35′11″ с. ш. 107°35′50″ в. д.; с. Мотня - 50°40′45″ с. ш. 107°42′54″ в. д.; с. Новосретенка - 50°43′37″ с. ш. 107°40′52″ в. д. ; с. Окино-Ключи - 50°35′56″ с. ш. 107°06′12″ в. д.
9. Краткое описание объекта.
Домовая резьба – это разновидность народного творчества, которое применяется для украшения экстерьера частных домов. Имеет как практическое, так и символическое значение. Сложившись на основе древних традиций русской резьбы, украшение жилища подобным способом является обязательным атрибутом оформления дома забайкальского старообрядца. Наличники многих частных домов украшены причудливой резьбой, ставни иногда окрашены разными цветами. Здесь сочетаются и северная резьба, и южная роспись. Традиционная орнаменталистика резьбы генетически связана с домовой росписью, украшением настенных карманов и подрушников, которые также занимают важное место в оформлении жилища семейских. В результате, домовая резьба, имеющая распространение во всех местах расселения старообрядцев, у семейских превратилась в особенный феномен, органично вписанный в их яркую культуру.
Домовая резьба, наряду с домовой росписью стала узнаваемым символом старообрядчества. У семейских он облекся в свои яркие формы и цвета, украшения и символы, формы бытования и смыслы.
10. Подробное описание объекта.
На территории Руси традиция украшать дома резьбой возникла в 10 веке. Славяне создали собственные узоры, стали вырезать их на досках и размещать над входными дверьми и окнами, чтобы внутрь не могла попасть нечистая сила. Постепенно сложились определенные традиции, которые распространились практически по всей славянской Руси. Сложившись на основе древних традиций русской резьбы, украшение жилища подобным способом является обязательным атрибутом оформления дома забайкальского старообрядца. Уникальность традиции украшения семейского дома резьбой обусловлена сложностью истории этой территориально-культурной группы старообрядцев, а также местными предпочтениями.
Исторически старообрядцы являются хранителями древневизантийского и древнерусского церковного искусства и символизма. Окна имели одну гладкую прямоугольную ставню, сохранившуюся без значительных изменений вплоть до первой четверти XX в. Первые украшения были очень скромные и заключались в овальном или ступенчатом украшении карниза наличников, в вырезании на их плоскости солнечных лучевых розеток, кругов долбленым способом при помощи ножа, а затем и долота.
Долбленная выемчатая резьба геометрического характера (круга, розетки) сохранились в незначительном количестве на наличниках, так как она была связана с небольшими по размеру окнами, которые с появлением стекла повсеместно переделывались на большие и, соответственно, по-новому украшались.
Наиболее распространенным украшением наличников и подоконных досок во второй половине ХХ в. была резьба, выполнявшаяся коловоротом. Сквозные или глухие (вполовину толщины доски) крутые отверстия обрамляли долбленные лучевые розетки, прорезные S-образные завитки, круги и другие мотивы, карнизы наличников и подоконные доски с геометрическими резными насечками. Самостоятельные узоры из сверленых кружков составляли четырех и шести лепестковые розетки-цветы или завитки, ромбы и другие несложные фигуры. Расположение их на плоскости наличника разнообразное: центрально-одиночное, парное и тройное с обязательным соблюдением симметрии.
Мода на ступенчатость резных полос, известная у семейских со второй половины XX в. на наличниках получила особое развитие. Мастера создали большое количество вариантов многоступенчатых наличников, которые более всего связаны с пропильной резьбой.
Первые накладные пропильные фигуры повторяли уже известные в домовой резьбе мотивы кружка, лепестковой розетки, ромба, прямоугольника, завитков, листьев, иногда с их профилировкой.
Довольно частым явлением были изображения птиц в распластанном виде с двумя или одной головой, по виду напоминающих забайкальских голубей. Мотивы птиц, рыб и животных в выпиловке семейских не сходят с наличников в первой половине XX в. Позже птицы изображались уже не в распластанном виде, а в профиль условно или реалистично. Это фигурки тех же голубей и кукушек.
Одновременно с пропиловкой в семейских селениях продолжали развиваться мотивы барокко и русского ампира. Элементы русского ампира (венки, гирлянды, пронзенные стрелкой-тирсом и другие) украшают обычно центральную часть наличника, располагаясь под барочными завитками.
Помимо усложняющихся мотивов, становятся модными карнизы со сложным геометрическим профилем и ступенчатыми наложениями пропильных элементов с острым выступом карниза по центру в виде треугольника. Нижние края выступа выпиливаются фигурно. Такие .наличники по форме и расположению украшений напоминают традиционные головные уборы семейских девушек (трапециевидные повязки - "гумашки", расшитые жемчугом или бисером).
Пышность пропиловочной резьбы на наличниках стала убывать к концу 30-х годов XX в. К этому времени значительно упростился профиль карнизов, наличников с выступающим по центру треугольником. Исчезли сложные выступы карниза, который делался уже слитным. Концы карнизов оформлялись точеными объемными шарами, вазонами, пропильными элементами в виде розочек и арочек и зигзагообразных фигур геометрического и полурастительного характера, фигур, напоминающих человеческие. Эти фигуры помещали на вершинах пирамидальных выступов с двух сторон карнизов, которые представляли собой видоизмененные народным творчеством, миниатюрные пилястры русской классической архитектуры.
11. Способы и формы передачи объекта.
Наличники сохраняются в быту семейских не только старшего поколения. Каналы трансляции – сохранение и реставрация имеющихся, а также изготовление современных изделий на заказ с обязательным использованием традиционных мотивов.
12. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Основными хранителями традиции украшения жилища резьбой являются старообрядцы-домовладельцы сел Бурятии; сотрудники музеев «под открытым небом».
13. История выявления и фиксации объекта.
Специального изучения домовой резьбы как объекта наследия семейских Забайкалья не проводилось. Однако этнографы и искусствоведы системно обращали внимание на эти объекты, в комплексе с исследованием домовой росписи семейских и жилища в целом.
Начало изучению этих объектов положили полевые исследования Фирса Федосовича Болонева в конце 1960-х – первой половине 1970-х гг., в качестве научного сотрудника Бурятского института общественных наук. В этот же период начала свои исследования Галина Ивановна Ильина-Охрименко. В дальнейшем архитектурные особенности жилища семейских изучались в основном сибирскими этнографами, в качестве сравнительного материала.
14. Источники информации об объекте.
Объекты в жилом секторе старообрядческих сел Бурятии, музейные объекты в экспозиции старообрядческого комплекса Этнографического музея народов Забайкалья, фотоархив экспедиционных материалов БГУ.
Публикации:
-
Аболина Л. А., Федоров Р. Ю. Элементы белорусских архитектурных традиций в строительной культуре семейских Забайкалья // Баландин. чтения. Новосибирск, 2015. Т. 10, № 2. С. 8–15.
-
Афанасьев А.Ф.Домовая резьба. М.: Изд-во Белый город, 2007.
-
Болонев Ф. Ф. Жилище // Старообрядцы (семейские) Бурятии: к 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию: ист.-культур. энцикл. справ. Улан-Удэ: ЭКОС, 2015. С. 81–83.
-
Болонев Ф. Ф. Семейские: ист.-этногр. очерки. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. 224 с.
-
Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. Изд. 2-е, испр. Барнаул: БЮИ, 2001. 51 с.
-
Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII–XX веках. М.: ДИК, 2004. 352 с.
-
Васильева С. В. Архитектурное наследие деревянного зодчества русского населения Забайкалья: опыт сравнительной характеристики // Историко-культурное и природное наследие: проблемы сохранения, трансляции и подготовки кадров: мат-лыВсерос. науч.-практ. конф. «Проблемы государственного регулирования и управления объектами историко-культурного наследия Байкальского региона», г. Улан-Удэ, 15 мая 2007 года. УланУдэ: ИПК ФГБОУ ВО ВСГИК, 2007. Вып. 6. С. 51–55.
-
Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX–XX веков: учебное пособие. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1972.
15. Современное состояние объекта.
Традиция украшения жилища домовой резьбой по-прежнему фиксируется в домашнем быту старообрядцев. Однако, на фоне постепенного угасания и инерции традиционной культуры и специфического ренессанса древлеправославия в последние десятилетия, не все маркеры семейской культуры возвращаются к жизни в одинаковой мере. В связи с некоторым упрощением культуры семейских, украшение наличников заметно снижается, а украшение ворот вообще минимизирует свою представленность в быту. Также определённой проблемой с точки зрения сохранения аутентичности традиции является ее вытеснение современными способами, материалами и формами окон и ворот. Поэтому сейчас в большей мере традиция сохраняется в быту старообрядцев старшего поколения, не подвергающих жилые строения кардинальным изменениям. Так, прежде большие ворота, имевшие двускатный навес или крышу (такие ворота — показатель зажиточности семьи), богато украшались резьбой и росписью. В настоящее время ворота «под кабаном» почти не фиксируются, а резные ворота сохранились в единичных экземплярах. Нужна поддержка этого вида местного ремесла, что позволит как сохранить эту аутентичную традицию в быту местных старообрядцев, так и удовлетворить потребности туристического (в сувенирном его измерении) рынка.
16. Авторы (составители) материалов об объекте.
Светлана Валерьевна Бураева, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ИМБТ СО РАН, руководитель музея БНЦ СО РАН.
17. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.
Фото 1. с. Окино Ключи, Бичурский район Республики Бурятия. Наличники со скульптурной (объемной) резьбой и солярным символом. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.
Фото 2. с. Мотня, Бичурский район Республики Бурятия. Наличники со скульптурной (объемной) резьбой «Бичурские кудри», тип 1. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.
Фото 3. с. Мотня, Бичурский район Республики Бурятия. Наличники со скульптурной (объемной) резьбой «Бичурские кудри», тип 2. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.
Фото 4. с. Мотня, Бичурский район Республики Бурятия. Наличники с рельефной резьбой с изображением птиц и солярным символом, вписанным в ромб. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.
Фото 5. с. Новосретенка, Бичурский район Республики Бурятия. Ворота со скульптурной (объемной) резьбой и элементами накладной резьбы. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.
Фото 6. с. Окино Ключи, Бичурский район Республики Бурятия. Наличники с рельефной резьбой «Бичурские кудри», тип 3. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.
Фото 7. с. Новосретенка, Бичурский район Республики Бурятия. Наличники с рельефной резьбой «Бичурские кудри», тип 4. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.
Фото 8. с. Окино Ключи, Бичурский район Республики Бурятия. Наличники с рельефной резьбой «Бичурские кудри», тип 5. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.
Фото 9. с. Мотня, Бичурский район Республики Бурятия. Наличники с рельефной резьбой «Бичурские кудри», тип 6. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.
Фото 10. с. Окино Ключи, Бичурский район Республики Бурятия. Наличники с пропильной резьбой. 2023 г. Фото С.В. Бураевой.