Традиция изготовления и использования лестовки (лествицы) – старообрядческих моленных чёток в Тарбагатайском районе

Традиция изготовления и использования лестовки (лествицы) – старообрядческих моленных чёток в Тарбагатайском районе

1. Вид объекта.

Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории;

2. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русские (семейские Забайкалья).

3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русский язык (семейский диалект).

4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).

Старообрядчество.

5. Наименование места (мест) бытования объекта.

Тарбагатайский район Республики Бурятия.

6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Тарбагатай, Куйтун, Надеино, Большой Куналей, Десятниково, Верхний Жирим, Нижний Жирим, Харитоново и другие семейские деревни.

7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Республика Бурятия.

8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.

Широта: 51°28′55″ с.ш., долгота: 107°21′41″ в.д.

9. Краткое описание объекта.

Лестовка или лествица (семейское «лестоука») – старообрядческие моленные чётки, которые отличает глубокий символизм и духовный смысл. Сбережённая старообрядцами со времён дораскольной Руси, она не сохранилась у других представителей православия. Является одним из известных маркеров старообрядчества и обязательно входит в состав моленного костюма древлеправославного христианина. Представляет собой петлю, сделанную их ткани, кожи, ниток, а также бумаги и других материалов, на которой в виде «лапостков» и «бобочков» выражены основные христианские численные символы. Основной вид – «Исусова» лестовка включает в себя 109 «бобочков» (9 больших и 100 малых), которые сгруппированы в соответствии с транслируемой символикой (3, 9, 12, 17, 33, 38+2=40). Молитвенно перебирая «бобочки» христианин символически двигается от «Земли» на «Небо».

10. Подробное описание объекта.

Исторически старообрядцы являются хранителями древневизантийского и древнерусского церковного искусства и символизма. Одним из символических атрибутов стали молитвенные чётки «лестовка», которые способствовали богослужебным, исихастским и другим практикам. История их бытования берёт начало в древней православной традиции, которая развивалась в дораскольный период и которую в большей мере сохранили поборники древлеправославия. При этом бытование лестовки во многом зависело от региона расселения старообрядцев и как следствие от их территориально-культурной группы. Также определённое влияние на её использование оказывала субконфессиональная принадлежность, то есть интеграция старообрядца в одну из трансрегиональных Церквей-согласий. Например, представители некоторых согласий активно развивали связи со своими столичными центрами и уже к началу XX в. многое, в том числе лестовки, начинали привозить оттуда. Ещё одним важным параметром бытования, наряду с церковным применением, основы которого расписаны в соответствующей старообрядческой литературе («Устав», «Сказание о лестовке» и др.), является народное восприятие и применение. У семейских к подобной этнографической специфике относится место в педагогической, свадебной, похоронной и другой обрядности.

Лестовка (у семейских часто называемая «лестоука»), являясь видом древлеправославных молитвенных чёток, предстаёт символической лестницей (лествицей) на Небо. В её основании помещаются 4 сшитых у основания «лапостка», структура которых несёт символический смысл. Треугольная форма символизирует Троицу, сами «лапостки» 4 евангелистов, ошивка «лапостков» по краям символизирует евангельское учение, а скрытые под ними 7 «передвижек» – 7 христианских таинств. К основанию петлёй пришита лента с расположенными на ней передвижками-«бобочками», в которые помещены свёрнутые листочки с текстом Исусовой молитвы (нередко при производстве заменяемые нарезанными прутиками вербы или берёзы). Петля представляет круг, как символ вечности Бога и молитвы, обращённой к нему. В самом начале и в конце ленты имеется по 3 больших деления-«бобочка», которые называются «аллилуйными» и перебираются в начале и в конце моления по лестовке. Вместе с 3 другими большими, которые на ленте разделяют малые «бобочки» на смысловые группы, они составляют число 9, как символ чинов ангельских. После начальных «аллилуйных» делений находится место, которое называется «Земля», также как перед завершающими находится место, называемое «Небо». После «Земли» помещено 12 «бобочков», символизирующих апостолов. После них 38, которые олицетворяют «38 недель Богомладенца во чреве Богородицы», а вместе с 2 большими «бобочками», находящимися рядом – 40 дней до Вознесения (ещё 40-дневное пребывание и пост Спасителя в пустыне, а также множество ветхозаветных сюжетов, связанных с этим числом). После этого помещаются 33 деления, символизирующие 33 земных года жизни Христа. В завершении находятся 17 делений по количеству ветхозаветных пророчеств о его приходе. Молящийся отсчитывает 12 или 40 «Господи помилуй» на церковной службе с помощью первых двух разделов лестовки, 100 или 109 молитв и поклонов (которые в пост и при епитимьи земные) во время раздельной храмовой или домашней молитвы. Таким образом, он символически поднимается от «Земли» на «Небо», удаляясь от греха и приближаясь к спасению души, как основной цели жизни христианина. С точки зрения используемых материалов основы для семейской лестовки характерно распространение трёх основных видов – плетёная из кожи (наиболее редкий вид), плетёная из ниток и шитая из ткани. Второй и третий вид получили распространение именно у семейских Тарбагатайского района, что стало одной из особенностей их культуры. В рамках третьего вида выделяются два подвида (с выпущенными и «притопленными» нижними лапостками), во втором из которых также проявилась местная специфика. В итоге наряду с особенной семейской «лестовкой», плетённой из ниток, мы также имеем семейскую шитую «лестовку» с «притопленными» «лапостками», которые не встречаются в других регионах расселения старообрядцев.

Уникальность семейской лестовки обусловлена сложностью истории этой территориально-культурной группы старообрядцев. Вобрав в себя основы древнерусской церковной и народной культуры, её представители проделали большой территориальный и исторический путь в условиях относительной автономии. Это, в частности, привело к формированию особенностей в производстве, видовом многообразии и формах бытования лестовки. В то время как в других местах проживания последователей староверия помимо «Исусовой» имели распространение другие виды лестовок («Богородичная» с 15 отделами по 10 бобочков, «Детская» с 12 и 40 бобочками, «Походная» или «Смешанная» с 12, 38 и 5 отделами по 10 бобочков и др.), у семейских фиксируется только первая («Исусова», содержащая 100 малых и 9 больших бобочков). Единичное исключение, найденное на данном этапе (в селе Верхний Жирим) и представляющее собой современный новационный вариант «Походной» лестовки, имеет внешнее несемейское происхождение. С точки зрения бытования также имеются особенности. В частности, у семейских не выделяется отдельной «смеретной» лестовки, которая у старообрядцев других регионов обычно шилась из белой материи. Местные старообрядцы считают, что хоронить надо с той лестовкой, с которой человек молился при жизни (так как она «является свидетелем молитв»).

Лестовка – один из символов старообрядчества, а местный её вариант предстаёт узнаваемым атрибутом семейской культуры. И если яркий сарафан, прежде всего, является символом её народного измерения, то молитвенные чётки – религиозно-церковного. Наличие подобного феномена ценно как с точки зрения сохранения цельной религиозно-культурной системы семейских, так и с точки зрения презентации этой группы. Также это ценный ресурс для популяризации семейской культуры и продвижения традиционных ценностей, проявляющихся в религиозном искусстве народов Забайкалья.

11. Предметы, связанные с объектом.

Подрушник – подушечка-коврик для земных поклонов.

12. Техники и технологии, связанные с объектом.

Плетение, шитьё ручное.

13. Способы и формы передачи объекта.

Лестовки сохраняются в быту семейских старшего поколения. Основной причиной сохранения этого феномена является продолжающееся воспроизводство духовной практики счётного моления по лестовке. Каналом трансляции – благословление, полученное отдельными старообрядцами на её производство, продажа и дарение односельчанам, наследование. Помимо местного производства последние десятилетия в Тарбагатайском и других районах Бурятии стали получать распространение лестовки, произведённые в других регионах России (Московском, Пермском и др.). Основными каналами трансмиссии этого компонента традиции является семья и приход старообрядческой церкви.

14. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Основными носителями традиции являются старообрядцы разных деревень Тарбагатайского (и других) района Бурятии, а также местные приходы Русской Древлеправославной Церкви.

15. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Помимо пожилых старообрядцев и местных старообрядческих приходов, хранителями лестовок являются музейные учреждения. При этом наиболее представительными собраниями являются коллекции Тарбагатайского народно музея «Семейская старина» и Этнографического музея народов Забайкалья.

16. История выявления и фиксации объекта.

Ежегодные экспедиции А.В. Кострова (2001-2022 гг.). Экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.

17. Источники информации об объекте.

Интервью носителей традиции (несколько десятков) и фото лестовок (более 100). Архив ежегодных экспедиций А.В. Кострова 2001-2023 гг. Архив экспедиции БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.

Публикации:

  1. Костров А.В., Левитина Л.Ф. Текстильные предметы культовой практики семейских старообрядцев в собрании Музея истории Бурятии имени М.Н. Хангалова // Гуманитарные науки в Сибири. 2023. Т. 30. №2. С. 48-57;

  2. Бураева С.В., Костров А.В. Нематериальное наследие старообрядцев (семейских) Бурятии: предварительные итоги полевого сезона 2022 г. // Материалы XI Межд. конференции «Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Улан-Удэ: БГУ, 2022. С. 102-107;

  3. Костров А.В., Галданова Ю.Ю. Лестовки и подрушники семейских старообрядцев из собрания Этнографического музея народов Забайкалья // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2023. №1 (25). С. 6-16.

18. Современное состояние объекта.

Сейчас лестовки фиксируются в основном в быту старообрядцев старшего поколения. Основной формой бытования является подсчёт молитв при храмовой или домашней молитве. В связи с этим она является обязательным атрибутом старообрядца при церковной службе, во время которой большую часть времени висит на левой руке, а в определённое время (чтение 12 или 40 раз «Господи помилуй» и др.) берётся в левую ладонь для отсчёта. В домашних условиях, так как «на келейное моление Устава нет», формы бытования более вариативны. Но чаще всего по ней молятся полный круг Христу, Богородице или Николе Чудотворцу в дополнение к ежедневному правилу. Также есть уходящая в регионе традиция, связанная с епитимьей – счётным молитвенным искуплением за какое-либо совершённое неправедное действо. Помимо этого «лестовка», наряду со «смерётной одёжей», является обязательным атрибутом традиционного похоронного комплекса.

На фоне постепенного угасания инерции традиционной культуры и специфического ренессанса древлеправославия в последние десятилетия, не все маркеры семейской культуры возвращаются к жизни (в религиозном и презентационном виде) в одинаковой мере. В связи с некоторым упрощением культа у семейских лестовка минимизирует свою представленность в их быту. Счёт благословлённых на её производство и занимающихся этим людей идёт на единицы, а сохраняющуюся потребность в новых экземплярах во многом покрывают произведения старообрядческих производственных центров Москвы и других крупных городов. В связи с этим существует риск исчезновения семейской лестовки, имеющей свою специфику создания и бытования. Необходимо проводить работу, направленную на фотофиксацию, описание, музеефикацию, исследование и популяризацию подобных объектов нематериального наследия. Также нужна поддержка этого вида местного ремесла, что позволит как сохранить этот аутентичный объект в быту местных старообрядцев, так и удовлетворить потребности туристического (в сувенирном его измерении) рынка.

19. Авторы (составители) материалов об объекте.

Костров А.В., доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.

20. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.

Фото 1. Лестовка на домашнем киоте. с. Десятниково. Фото А.В. Кострова;

Фото 2. Лестовка в руках владелицы. Тарбагатайский район. Фото А.В. Кострова;

Фото 3. Старинная семейская лестовка. с. Куйтун. Фото А.В. Кострова;

Фото 4. Лестовка. Тарбагатайский народный музей Семейская старина. Фото А.В. Кострова;

Фото 5. Плетёные и шитые лестовки. Тарбагатайский народный музей Семейская старина. Фото А.В. Кострова;

Фото 6. Лестовка. Тарбагатайский народный музей Семейская старина. Фото А.В. Кострова.

Каталог (реестр) объектов нематериального культурного наследия народов Республики Бурятия

Культ божества леса у тункинских и окинских бурят

Культ божества леса у тункинских и окинских бурят

Методы народной медицины в традиции тункинских и окинских бурят

Методы народной медицины в традиции тункинских и окинских бурят

Традиция создания и использования лестовки (лествицы) – старообрядческих моленных чёток в Бичурском районе.

Традиция создания и использования лестовки (лествицы) – старообрядческих моленных чёток в Бичурском районе.

Тээгэ дуунууд (скотоводческие заговоры)

Тээгэ дуунууд (скотоводческие заговоры)