Традиция изготовления и использования подрушника у старообрядцев Бурятии
1. Вид объекта.
Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории.
2. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русские (семейские Забайкалья).
3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русский язык (семейский диалект).
4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).
Старообрядчество.
5. Наименование места (мест) бытования объекта.
Тарбагатайский, а также Мухоршибирский, Бичурский, Заиграевский и Хоринский районы Республики Бурятия.
6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Тарбагатай, Куйтун, Надеино, Большой Куналей, Десятниково, Верхний Жирим, Нижний Жирим, Харитоново, Нижний Саянтуй а также Мухоршибирь, Бичура, Новая Брянь, Хасурта и другие семейские деревни.
7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Республика Бурятия.
8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.
Широта: 51°28′55″ с.ш., долгота: 107°21′41″ в.д. (также Широта: 51°02′59″ с.ш. долгота: 107°49′47″ в.д.; Широта: 50°35′17″ с.ш., долгота: 107°36′07″ в.д.; Широта: 52°16'52'' с.ш., долгота: 108°52'17'' в.д.).
9. Краткое описание объекта.
Подрушник (или «подружник», «подручник») – старообрядческий коврик, который подкладывается под ладони, на которые опускается голова при земном поклоне. Имеет как практическое, так и символическое значение. Сохранение большого количества земных поклонов во время церковной службы и домашней молитвы привело к сохранению традиции пошива и использования подобного коврика, на лицевой части которого, как правило, помещены разные элементы христианской символики. Является обязательным атрибутом молящегося старообрядца.
10. Подробное описание объекта.
Уникальность семейского подрушника обусловлена сложностью истории этой территориально-культурной группы старообрядцев, а также местными модами, имевшими распространение в её среде. Наибольшее распространение здесь получил подрушник с крестообразным оформлением лицевой части, состоящей из 9 квадратов, а также имеющий обшивку по краю и петлю для подвешивания на одном из углов. Подрушник с 13-частным и 21-частным оформлением, распространённые в других регионах расселения старообрядцев, здесь встречается реже и в основном представляет собой продукцию, привезённую из центральных регионов и приобретённую в церковных лавках. Наибольший интерес представляют многочисленные «подружники», созданные местными мастерицами разных поколений, которые по своему обыграли логику их оформления. Например, на некоторых местных экземплярах строчкой квадратом выделено только центральное поле. Также встречаются моленные коврики со сплошным полем, которое крестообразно прошито (из угла в угол, от середины к середине стороны) семейской машинной строчкой. Другой вариант местного творчества предполагает на лицевой стороне солярную символику или растительный орнамент, выполненный машинной строчкой или ручной вышивкой. Эта орнаменталистика генетически связана с украшением настенных карманов, которые также занимают важное место в оформлении «переднего угла» семейского старообрядца. В результате, подрушник, имеющий распространение во всех местах расселения старообрядцев, у семейских превратился в особенный феномен, органично вписанный в их яркую культуру.
Подрушник, наряду с лестовкой, стал узнаваемым символом старообрядчества. У семейских он облекся в свои формы и яркие цвета, украшения, символы и смыслы. Наличие подобного феномена ценно как с точки зрения сохранения цельной религиозно-культурной системы семейских, так и с точки зрения презентации этой группы. Также это ценный ресурс для популяризации семейской культуры и продвижения традиционных ценностей, проявляющихся в религиозном искусстве народов Забайкалья.
Исторически старообрядцы являются хранителями древневизантийского и древнерусского церковного искусства и символизма. Одним из символических атрибутов стал молитвенный коврик подрушник, который у семейских чаще всего назывался «подружник». История его бытования берёт начало в древней православной традиции, которая развивалась в дораскольный период и которую в большей мере сохранили поборники древлеправославия. При этом структура и внешний вид во многом зависели от региона расселения старообрядцев и как следствие от их территориально-культурной группы. В результате у семейских сложились свои предпочтения и моды в вопросах оформления подрушников. Их стало отличать распространение коврика с крестообразным 9-частным оформлением лицевой стороны, а также с разнообразными творческими сюжетами, созданными на основе местной традиции семейскими мастерицами. В наше время влияние на распространение тех или иных видов оформления молитвенного коврика всё чаще начинает оказывать принадлежность той или иной старообрядческой Церкви, распространяющей продукцию своих духовных центров.
Подрушник – квадратный (реже прямоугольный) коврик или подушечка (в зависимости от наполнения) для земных поклонов. Если внутри вата или шерсть (иногда также фиксируется пенька), то это стеганая подушечка, а если внутри ткань, то он представляет собой коврик. При этом большая часть семейских подрушников сшита подушечкой. Её размер от 20 до 30 см., но наиболее распространённая длина стороны в районе 25 см. Толщина от 0,5 см. (если ковриком) до 3 см. (если подушечкой). Чаще всего семейские подрушники имеют обшивку по периметру шириной около 0,5 см., а также петлю для подвешивания, которая пришита к одному из углов с задней стороны. Также встречаются старинные экземпляры, у которых петля пришита посредине одной из сторон. Специальной ленты, которую иногда пришивают на лицевую сторону в других регионах и которая служит для подъёма подрушника с пола, у семейских не фиксируется. На старинных дорогих экземплярах иногда красивое «лицо», изготовленное из атласных и других тканей, пришито к уже изготовленной из более простого материала подушке. Лицевая сторона традиционно содержит на себе христианскую символику, которая сопровождает христианина во время моления и поклонов. Это крест, как основной символ христианства, который в данном случае выражается в расположении прямоугольных фрагментов 9-частного подрушника, нередко выделяемый их цветом, а также в крестообразной прошивке (диагональной или прямой) поля. Каждая из равных сторон квадратного подрушника может символизировать евангелистов, а боковая обшивка, по аналогии с лестовкой – евангельское учение. Количество прямоугольных квадратов в 9-частном символизирует количество чинов ангельских, а в менее распространённом 13-частном – Спасителя и апостолов. При этом центральный квадрат (особенно в варианте, когда прошит только он) воспринимается как Христос. На это же работает и солярная символика, иногда встречающаяся на поле подрушников, которая в христианстве была переосмыслена по-своему. Редко встречающиеся экземпляры с 21 фрагментом символизируют Христа и апостолов (основатели вероучения в центре композиции), а также евангелистов и евангелия (трансляция учения) по краям. Таким образом, каждый евангелист обозначен в двух лицах – как ученик и как учитель.
11. Техники и технологии, связанные с объектом.
Кройка и житьё (ручное и машинное).
12. Способы и формы передачи объекта.
Подрушники сохраняются в быту семейских старшего поколения. Каналы трансляции – пошив и дарение односельчанам, наследование. Помимо местного производства последние десятилетия в Тарбагатайском и других районах Бурятии стали получать распространение подрушники, произведённые в других регионах России. Основными каналами трансмиссии этого компонента традиции является семья и приход старообрядческой церкви.
13. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Основными носителями традиции являются старообрядческие священники и приходы, основу которых составляют пожилые семейские женщины разных деревень Тарбагатайского, а также Мухоршибирского, Бичурского, Заиграевского и Хоринского районов Бурятии, которые пожелали остаться неизвестными.
14. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Помимо старших представителей семейского сообщества и церковных приходов (в большинстве своём относящихся к Русской Древлеправославной Церкви), хранителями являются музейные учреждения. Из музеев наиболее богатые коллекции подрушников имеют: Тарбагатайский народный музей «Семейская старина» и Этнографический музей народов Забайкалья.
15. История выявления и фиксации объекта.
Ежегодные экспедиции А.В. Кострова (2001-2023 гг.). Экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.
16. Источники информации об объекте.
Интервью носителей традиции (несколько десятков) и фото подрушников (более 200). Архив ежегодных экспедиций А.В. Кострова 2001-2023 гг. Архив экспедиции БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.
Публикации:
1. Костров А.В., Левитина Л.Ф. Текстильные предметы культовой практики семейских старообрядцев в собрании Музея истории Бурятии имени М.Н. Хангалова // Гуманитарные науки в Сибири. 2023. Т. 30. №2. С. 48-57;
2. Бураева С.В., Костров А.В. Нематериальное наследие старообрядцев (семейских) Бурятии: предварительные итоги полевого сезона 2022 г. // Материалы XI Межд. конференции «Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Улан-Удэ: БГУ, 2022. С. 102-107;
3. Костров А.В., Галданова Ю.Ю. Лестовки и подрушники семейских старообрядцев из собрания Этнографического музея народов Забайкалья // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2023. №1 (25). С. 6-16;
4. Костров А.В. Подрушник – образ Неба на земле: к вопросу символизма в религиозном быту старообрядцев Восточной Сибири // Материалы конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» (Осиповские чтения). М. – Боровск: Археодоксия, 2023. С. 350-362.
17. Современное состояние объекта.
Подрушники фиксируются в церковном и домашнем быту старообрядцев. В церкви, как правило, они лежат стопкой на скамейках при входе. В начале службы их берут верующие, которые не принесли подрушники с собой. В процессе службы его кладут перед ногами и совершают земные поклоны (во время «Начала», после молитвы «Достойно есть» и в другие моменты). После завершения службы их складывают обратно в стопку «лицом к лицу», чтобы верхние части не пачкались о нижние. В домашнем пространстве они висят в «переднем углу», а перед молитвой снимаются и используются для земных поклонов. После молитвы возвращаются на место. Также подручник является атрибутом, который наряду со «смерётной одёжей» входит в традиционный похоронный комплекс, ведь у части старообрядцев считается, что «на Страшном суде христианин будет стоять именно на нём». Выполняет он и мемориальную функцию, напоминая об ушедших владельцах, память о которых бережно хранят потомки.
На фоне постепенного угасания инерции традиционной культуры и специфического ренессанса древлеправославия в последние десятилетия, не все маркеры семейской культуры возвращаются к жизни в одинаковой мере. В связи с некоторым упрощением культа у семейских подручник минимизирует свою представленность в их быту. Ранее считалось, что у каждого христианина он должен быть свой. Более того, в доме их должно было быть больше, чем членов семьи. Это было связано с традицией переходящей коллективной молитвы, когда верующие иногда молились в разных домах по очереди. Также они заготавливались с запасом для тех, кто придёт отпевать покойника, если в семье случится несчастье. Сейчас, в связи с тем, что отпевание чаще всего совершает старообрядческий священник, дома много подрушников не держат. Также определённой проблемой с точки зрения сохранения аутентичного материала является вытеснение подрушников местного производства (имеющих свою специфику), поставляемыми из производственных центров разных старообрядческих Церквей (в основном Русской Древлеправославной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви). Поэтому сейчас уже мало кто их шьёт и в большей мере они сохраняются в храмовом пространстве, а также в быту старообрядцев старшего поколения. В связи с этим существует риск исчезновения этого феномена семейской культуры, имеющего свою специфику. Необходимо проводить работу, направленную на фотофиксацию, описание, музеефикацию, исследование и популяризацию подобных объектов нематериального наследия. Также нужна поддержка этого вида местного ремесла, что позволит как сохранить этот аутентичный объект в быту местных старообрядцев, так и удовлетворить потребности туристического (в сувенирном его измерении) рынка.
18. Авторы (составители) материалов об объекте.
Костров А.В., доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.
19. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.
Фото 1. Подрушник в руках владелицы. Тарбагатайский район. Фото А.В. Кострова;
Фото 2. Старинный подрушник. с Десятниково. Фото А.В. Кострова;
Фото 3. 9-частный подручник подушечкой. с. Большой Куналей. Фото А.В. Кострова;
Фото 4. 9-частный подручник крестом. Тарбагатайский район. Фото А.В. Кострова;
Фото 5. Подручник с солярной символикой. Тарбагатайский народный музей Семейская старина. Фото А.В. Кострова;
Фото 6. Старинный подручник. с. Харитоново. Фото А.В. Кострова.