- Основное изображение, связанное с объектом.
- Вид объекта.
Иные объекты нематериального этнокультурного достояния.
- Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русские (семейские забайкалья).
- Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русский язык (семейский диалект), церковнославянский язык.
- Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).
Старообрядчество.
- Наименование места (мест) бытования объекта.
Бичурский (и другие) район Бурятии.
- Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Бичура, Билютай, Новосретенка, Окино Ключи, Мотня и другие семейские деревни Бичурского района.
- Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Республика Бурятия.
- Географические координаты места (мест) бытования объекта.
Широта: 50°35′17″ с.ш., долгота: 107°36′07″ в.д.
- Краткое описание объекта.
Подрушник или подручник (у семейских нередко называемый «подружник») – старообрядческий коврик (или подушечка) для земных поклонов, который подкладывается под ладони, на которые опускается голова при земном поклоне. Имеет как практическое, так и символическое значение. Сохранение большого количества земных поклонов во время церковной службы и домашней молитвы привело к сохранению традиции пошива и использования подобного предмета, на лицевой части которого, как правило, помещены разные элементы христианской символики. Является обязательным атрибутом молящегося старообрядца.
- Подробное описание объекта.
Исторически старообрядцы являются хранителями древневизантийского и древнерусского церковного искусства и символизма. Одним из символических атрибутов стал молитвенный коврик подрушник, который у семейских чаще всего назывался «подружник». История его бытования берёт начало в древней православной традиции, которая развивалась в дораскольный период и которую в большей мере сохранили поборники древлеправославия. При этом структура и внешний вид во многом зависели от региона расселения старообрядцев и как следствие от их территориально-культурной группы. В результате у семейских сложились свои предпочтения и моды в вопросах оформления подрушников. Их стало отличать распространение коврика с крестообразным 9-частным оформлением лицевой стороны, а также с разнообразными творческими сюжетами, созданными на основе местной традиции семейскими мастерицами. В наше время влияние на распространение тех или иных видов оформления молитвенного коврика всё чаще начинает оказывать принадлежность той или иной старообрядческой Церкви, распространяющей продукцию своих духовных центров.
Подрушник – квадратный коврик или подушечка (в зависимости от наполнения) для земных поклонов. Если внутри вата или шерсть (иногда также фиксируется пенька), то это стёганая подушечка, а если внутри ткань, то он представляет собой коврик. При этом большая часть семейских подрушников сшита подушечкой. Её размер от 20 до 30 см., но наиболее распространённая длина стороны в районе 25 см. Толщина от 0,5 см. (если ковриком) до 3 см. (если подушечкой). Чаще всего семейские подрушники имеют обшивку по периметру шириной около 0,5 см., а также петлю для подвешивания, которая пришита к одному из углов с задней стороны. Также встречаются старинные экземпляры, у которых петля пришита посредине одной из сторон. Специальной ленты, которую иногда пришивают на лицевую сторону в других регионах и которая служит для подъёма подрушника с пола, у семейских не фиксируется. На старинных дорогих экземплярах иногда красивое «лицо», изготовленное из атласных и других тканей, пришито к уже изготовленной из более простого материала подушке. Лицевая сторона традиционно содержит на себе христианскую символику, которая сопровождает верующего во время моления и поклонов. Это крест, как основной символ христианства, который в данном случае выражается в расположении прямоугольных фрагментов 9-частного подрушника, нередко выделяемый их цветом, а также в крестообразной прошивке (диагональной или прямой) поля. Угловые квадраты могут символизировать евангелистов, а боковая обшивка, по аналогии с лестовкой – евангельское учение. Количество прямоугольных квадратов в 9-частном символизирует количество чинов ангельских. Реже встречается 5-частный подрушник, лицевое поле которого символизирует Христа и евангелистов. Также в последнее время здесь стал распространяться 21-частное оформление, пришедшее из Центральной России.
Уникальность семейского подрушника обусловлена сложностью истории этой территориально-культурной группы старообрядцев, а также местными модами, имевшими распространение в её среде. Если в других районах расселения старообрядцев в Забайкалье наибольшее распространение получил подрушник с крестообразным оформлением лицевой части, состоящей из 9 квадратов, и имеющий обшивку по краю и петлю для подвешивания на одном из углов, то в Бичурском районе, помимо этого, встречаются местные варианты. Наибольший интерес представляют многочисленные «подружники», созданные местными мастерицами разных поколений, которые по своему обыграли логику их оформления. Например, на некоторых местных экземплярах строчкой квадратом выделено только центральное поле. Также встречаются моленные коврики со сплошным полем, которое крестообразно прошито (из угла в угол, от середины к середине стороны) семейской машинной строчкой. Другой вариант местного творчества предполагает на лицевой стороне солярную символику или растительный орнамент, выполненный машинной строчкой или ручной вышивкой. Эта орнаменталистика генетически связана с украшением настенных карманов, которые также занимают важное место в оформлении «переднего угла» семейского старообрядца. Также встречаются уникальные экземпляры. Например, сплошные с волнообразными полями и растительной или крестной вышивкой посредине (несколько подобных экземпляров хранятся в Историко-краеведческом музее им. С.Ю. Широких-Полянского), разделённые волнистой линией по диагонали, 8-частный, 9-частный с широкой рамкой и другие местные вариации. В результате, подрушник, имеющий распространение во всех местах расселения старообрядцев, у семейских превратился в особенный феномен, органично вписанный в их яркую культуру и имеющий свои варианты оформления в разных районах расселения представителей этой культуры.
Подрушник, наряду с лестовкой, стал узнаваемым символом старообрядчества. У семейских он облекся в свои яркие формы и цвета, украшения и символы, формы бытования и смыслы. Наличие подобного феномена ценно как с точки зрения сохранения цельной религиозно-культурной системы семейских, так и с точки зрения презентации этой группы. Также это ценный ресурс для популяризации семейской культуры и продвижения традиционных ценностей, проявляющихся в религиозном искусстве народов Забайкалья.
- Предметы, связанные с объектом (при наличии).
Лестовка — моленные чётки.
- Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии).
Кройка и шитьё (ручное и машинное), вышивка.
- Способы и формы передачи объекта.
Подрушники сохраняются в быту семейских старшего поколения. Каналы передачи традиции – пошив и дарение односельчанам, наследование. Помимо местного производства последние десятилетия в Бичурском и других районах Бурятии стали получать распространение подрушники, произведённые в других регионах России. Основными каналами трансмиссии этого компонента традиции является семья и приход старообрядческой церкви.
- Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Основными носителями традиции создания и использования подрушников являются старообрядцы разных деревень Бичурского района, а также местные старообрядческие приходы.
- Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Хранителями подрушников являются старообрядцы поселений Бичурского района Бурятии – Бичура, Новосретенка, Окино Ключи, Мотня, а также местные приходы Русской Древлеправославной Церкви. В музейных учреждениях разного уровня имеются собрания подрушников (в Бичурском школьном краеведческом музее «Родина», Историко-краеведческом музее им. С.Ю. Широких-Полянского, Этнографическом музее народов Забайкалья). Для сохранения этого историко-культурного феномена необходимо: продолжать работу, направленную на фиксирование бытования подрушников, их музеефицирование и экспонирование. Особую роль должны сыграть научные и популярные публикации, продвигающие информацию об их ценности.
- История выявления и фиксации объекта.
Летняя (2023 г.) экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ, ВСАПЦ «Согласие» и других организаций).
- Источники информации об объекте.
Интервью носителей традиции и фото подрушников. Архив экспедиции БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ, ВСАПЦ «Согласие» и других организаций) 2023 г.
Публикации: Костров А.В., Левитина Л.Ф. Текстильные предметы культовой практики семейских старообрядцев в собрании Музея истории Бурятии имени М.Н. Хангалова // Гуманитарные науки в Сибири. 2023. Т. 30. №2. С. 48-57; Костров А.В., Галданова Ю.Ю. Лестовки и подрушники семейских старообрядцев из собрания Этнографического музея народов Забайкалья // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2023. №1 (25). С. 6-16.
- Современное состояние объекта.
Подрушники фиксируются в церковном и домашнем быту старообрядцев. В церкви, как правило, они лежат стопкой на скамейках при входе. В начале службы их берут верующие, которые не принесли подрушники с собой. В процессе службы его кладут перед ногами и совершают земные поклоны (во время «Начала», после молитвы «Достойно есть» и в другие моменты). После завершения службы их складывают обратно в стопку «лицом к лицу», чтобы верхние части не пачкались о нижние. В домашнем пространстве они висят в «переднем углу», а перед молитвой снимаются и используются для земных поклонов. После молитвы возвращаются на место. Также подручник является атрибутом, который наряду со «смерётной одёжей» входит в традиционный похоронный комплекс, ведь у части старообрядцев считается, что «на Страшном суде христианин будет стоять именно на нём». Выполняет он и мемориальную функцию, напоминая об ушедших владельцах, память о которых бережно хранят потомки.
На фоне постепенного угасания инерции традиционной культуры и специфического ренессанса древлеправославия в последние десятилетия, не все маркеры семейской культуры возвращаются к жизни в одинаковой мере. В связи с некоторым упрощением культа у семейских подручник минимизирует свою представленность в их быту. Ранее считалось, что у каждого христианина он должен быть свой. Более того, в доме их должно было быть больше, чем членов семьи. Это было связано с традицией переходящей коллективной молитвы, когда верующие иногда молились в разных домах по очереди. Также они заготавливались с запасом для тех, кто придёт отпевать покойника, если в семье случится несчастье. Сейчас, в связи с тем, что отпевание чаще всего совершает старообрядческий священник, дома много подрушников не держат. Также определённой проблемой с точки зрения сохранения аутентичного материала является вытеснение подрушников местного производства, поставляемыми из производственных центров разных старообрядческих Церквей (в основном Русской Древлеправославной Церкви). Поэтому сейчас уже мало кто их шьёт и в большей мере они сохраняются в быту старообрядцев старшего поколения и в храмовом пространстве. В связи с этим существует риск исчезновения этого феномена семейской культуры, имеющего свою специфику. Необходимо проводить работу, направленную на фотофиксацию, описание, музеефикацию, исследование и популяризацию подобных объектов нематериального наследия. Также нужна поддержка этого вида местного ремесла, что позволит как сохранить этот аутентичный объект в быту местных старообрядцев, так и удовлетворить потребности туристического (в сувенирном его измерении) рынка.
- Авторы (составители) материалов об объекте.
Костров А.В., доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.
- Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.