Традиция пошива и использования женской «смерётной одёжи» (похоронного костюма) у старообрядцев Бурятии
1. Вид объекта.
Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории;
2. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русские (семейские Забайкалья).
3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русский язык (семейский диалект).
4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).
Старообрядцы.
5. Наименование места (мест) бытования объекта.
Тарбагатайский, а также Мухоршибирский, Бичурский, Заиграевский, Хоринский районы Республики Бурятия.
6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Тарбагатай, Куйтун, Надеино, Большой Куналей, Десятниково, а также Мухоршибирь, Бичура, Новая Брянь, Хасурта и др.
7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Республика Бурятия.
8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.
Широта: 51°28′55″ с.ш., долгота: 107°21′41″ в.д. (также Широта: 51°02′59″ с.ш. долгота: 107°49′47″ в.д.; Широта: 50°35′17″ с.ш., долгота: 107°36′07″ в.д.; Широта: 52°16'52'' с.ш., долгота: 108°52'17'' в.д.)
9. Краткое описание объекта.
Смерётная одёжа – вид старообрядческого ритуального костюма, предназначенного для облачения усопшего во время «собирания» его в мир иной. Является самой традиционалистской частью костюмного комплекса, в которой сохраняются наиболее архаические его компоненты и черты. Приготавливается при жизни и хранится в «смерётном узле». Помимо прочего, в похоронной одежде семейских проявилась и сохранилась православная символика, выражающая основные христианские категории, которые должны сопутствовать человеку после смерти и на Страшном суде.
10. Подробное описание объекта.
Уникальность похоронной одежды забайкальских старообрядцев связана со сложностью истории этой территориально-культурной группы. Материнской территорией предков семейских были разные территории европейской России, из которых они несли на «польские» (как окажется позже транзитные) земли отличающиеся традиции. Там эта вариантность великорусской культуры начала сплавляться в относительно единый строй, который окончательно оформился уже в Забайкалье, где начали развиваться уже собственно семейские моды. Тем не менее, и наиболее архаические черты северо-великорусского костюма и его региональная вариантность инерционно сохранились в фасонах разных предметов традиционной похоронной одежды. Это позволяет выявлять спектр локальных материнских территорий и постигать разные аспекты истории культуры этой уникальной группы. К специфике семейской смерётной одежды можно отнести и то, что любовь местных старообрядцев к полихромности проявилась в том, что они начали шить её из цветных (и цветастых) тканей.
Традиционная похоронная одежда является наиболее консервативной частью костюмного комплекса, в которой рельефно проявились основы христианского мировоззрения в древлеправославной его версии. Сама логика пошива и облачения, а также структура частей и их символика проявили в себе традиционные взгляды на жизнь и смерть как этапы в движении к Страшному суду и жизни вечной. Семейские старообрядцы, известные относительным консерватизмом, в своей смерётной одежде сохранили многое из того, что было утрачено у других групп русского населения. Поэтому традиционный похоронный комплекс забайкальских старообрядцев является важным источником для исследования как местной, так и общерусской культуры.
Культура старообрядцев предполагает обязательное наличие разных костюмов у каждого христианина. К ним относится: повседневная (рабочая), праздничная (в том числе свадебная), крестильная, моленная и смерётная одежда. Большая часть этих костюмных комплексов, которые не смешиваются между собой, представляют собой ритуальную одежду, связанную с религиозными практиками и обрядами перехода. Особое назначение привело к тому, что на стадии производства и использования в ней кодируются и транслируются символы, проявляющие основы христианского мировоззрения. Из всех видов ритуальных костюмов у семейских Забайкалья сохранилась только женская смерётная одежда, которая в силу объяснимого консерватизма несёт в себе инерцию архаических фасонов и даёт представление об одеяниях давно ушедших эпох.
Ранее старообрядцы шили смерётную одежду только из домотканины, не используя покупную ткань. Это было одной из причин того, что и в Сибири они продолжали выращивать лён. Но постепенное включение в рынок привёло к тому, что уже в дореволюционное время часть семейских стала переходить к покупной ткани («товару»). И если до этого она была цвета белёного (или небеленого) льна, то подобный переход привёл к тому, что иногда стала использоваться декорированная и колорированная ткань. Со временем эта мода распространилась и белым, в большинстве случаев, остался только саван. В результате, семейская похоронная одежда второй половины XX – начала XXI вв. стала производиться из покупной цветастой (неяркой) ткани. При этом если при жизни её ещё можно шить на машинке, то после смерти (если она не была заготовлена при жизни) – только на руках «иглой от себя и не завязывая узлов». Несмотря на новации в материалах и утрату некоторых компонентов в отдельных деревнях, общий строй кроя и фасонов смерётного костюма остался старым. Он заметно отличается от хорошо сохранившегося праздничного комплекса и имеет гораздо больше архаических черт. Приготовленная одежда всю жизнь хранится в смерётном узле и не используется нигде кроме похорон.
«Смерётная одёжа» («смирётная адёжа») в общих чертах повторяет старинный моленный костюм, так как именно в ней усопшая должна предстать перед Богом на Страшном суде. Основу составляют рубаха и сарафан («сарахфан»). При этом рубаха без станушки (в отличие от обыденной и праздничной), туникообразная со стоячим воротом и завязками на разрезе. В отличие от праздничного (круглого) сарафан клишёный или косоклинный, (с клиновидными вставками по бокам подола), подпоясанный простым поясом. На ноги надеваются чулки, вязанные в одну иглу или сшитые мешком (без пятки). Поверх шитые тапочки-калиги («калишти», которые позже также стали вязать), которые крепятся на ноге шнурком, продеваемым через 3 петли на тапочке и обвязываемые «в три креста» поверх чулка. На голову сначала одевается кичка («тичка» – нижний чепец, аналог волосника, повойника и шашмуры), которая имеет конкретное количество сборок, соотносимое с христианской численной символикой (7, 9, 12). Она имеет 3 петли для продевания затягивающего шнурка. Поверх неё одевается сорока, которая сзади имеет 3 конца («крылья и хвост»). Этот компонент не сохранился в обыденном костюме семейских женщин и был вытеснен косынкой («косинкой» с 3 углами), повязываемой на кичку. Такая же замена со временем произошла и в смеретном костюме некоторых деревень. Уже на сороку (или заменившую её косынку) одевается шаль в роспуск. Кичка, сорока и шаль вместе представляют собой «три чина», в которых старообрядческая женщина должна представать перед Всевышним (на молитве и на Страшном суде). Костюм дополняют такие атрибуты как лестовка и подрушник. В отличие от старообрядцев других групп, которые шьют специальную смерётную лестовку из белого материала, семейские используют прижизненную (как «свидетель молитв»). Облачённое тело с венчиком на лбу и рукописанием (если имеется) в правой руке, пеленается в саван, который опоясывается в «три креста». Помимо фасона одежды (крестообразная рубаха со стоячим воротом, сарафан и платок, полностью закрывающие тело и др.) и савана (придающего образ запеленатого чистого младенца, пришедшего в мир и уходящего из него), символизм смерётного комплекса содержит в себе и выраженную численную символику. Так, 3 части головного убора, 3 конца сороки или косынки, по 3 петли на кичке и калигах, 3 креста шнурком на чулках и на саване (символизирующие Троицу), 7, 9 или 12 сборок на кичке (символизирующие 7 таинств, 9 чинов ангельских и 12 апостолов) – всё это должно способствовать успешному переходу усопшего на христианские небеса.
11. Предметы, связанные с объектом.
Венчик – лента на лоб усопшего с молитвой «Трисвятое». Тельный крест (прижизненный или новый). Домовина – гроб, выдолбленный из расколотого надвое толстого бревна. Носилки для переноски домовины.
12. Техники и технологии, связанные с объектом.
Кройка и шитьё (ручное и машинное).
13. Способы и формы передачи объекта.
Традиционная похоронная одежда сохраняется в быту семейских старшего поколения. Основной причиной консервирования этого феномена является их серьёзное отношение в смерти и вопросу последующей жизни. Основным каналом трансляции выступает передача навыков пошива костюма от старшего поколения к младшему, в данном случае – от пожилых женщин к зрелым. Соответственно, основным институтом, в рамках которого осуществляется эта трансмиссия, являются некоторые семьи, в которых разные поколения шили и продолжают шить этот вид ритуальной одежды.
14. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Основными хранителями являются пожилые семейские женщины разных деревень Тарбагатайского, а также Мухоршибирского, Бичурского, Заиграевского и Хоринского районов Бурятии, которые пожелали остаться неизвестными.
15. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Помимо старших представителей семейского сообщества хранителями являются отдельные музейные учреждения. Из музеев полные комплекты имеет только Иркутский областной краеведческий музей им. Н.Н. Муравьёва-Амурского. Отдельные части хранятся в Тарбагатайском народном музее «Семейская старина» и в музейной усадьбе с. Куйтун. Сохранились только женские костюмы, так как мужчины гораздо раньше включились во внешние коммуникации модернизирующегося общества. Для сохранения этого феномена необходимо: продолжать работу, направленную на исследование, музеефицирование и экспонирование. Особую роль должны играть научные и популярные публикации, продвигающие информацию о ценности этого феномена нематериального культурного наследия.
16. История выявления и фиксации объекта.
Ежегодные экспедиции А.В. Кострова (2001-2022 гг.). Экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.
17. Источники информации об объекте.
Предметы из 15 «смерётных узлов», их фотографии, интервью носителей традиции (несколько десятков). Архив экспедиций А.В. Кострова 2001-2022 гг. Архив экспедиции БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ и других организаций) 2022 г.
Публикации:
-
Костров А.В. Старообрядческий «смерётный» комплекс из собрания Иркутского областного краеведческого музея: структура и символика // «Вестник антропологии». 2022. №3. С. 180-194;
-
Бураева С.В., Костров А.В. Нематериальное наследие старообрядцев (семейских) Бурятии: предварительные итоги полевого сезона 2022 г. // Материалы XI Межд. конференции «Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Улан-Удэ: БГУ, 2022. С. 102-107;
-
Старообрядческое собрание Иркутского областного краеведческого музея: аннотированный каталог этнографической коллекции / Автор-составитель А. В. Костров. Иркутск: Оттиск, 2023. 127 с.;
-
Костров А.В. Ритуальная одежда семейских Западного Забайкалья: к вопросу реконструкции утраченных компонентов и смыслов костюмного комплекса // Вестник антропологии. 2024. №1. С. 220-233.
18. Современное состояние объекта.
В наше время «смерётная одёжа» фиксируются в основном в быту старообрядцев старшего поколения. Смерётные узлы чаще всего имеют женщины 1920-1940-х годов рождения. Более молодые семейские, в большей мере испытавшие влияние светской культуры, его заранее не подготавливают и хоронятся в современном костюме. Также иногда при похоронах пожилого человека его одевают в современную одежду, а заготовленную заранее традиционную похоронную просто кладут в гроб. Относительная закрытость тем, связанных со смертью и похоронами ведёт к тому, что люди не афишируют ни эту важную традицию, ни состав смерётных узлов.
На фоне постепенного угасания инерции традиционной культуры и специфического ренессанса древлеправославия в последние десятилетия, не все маркеры семейской культуры возвращаются к жизни. В связи с некоторым упрощением культа у семейских смерётная одежда, которая ранее считалась обязательным атрибутом каждого взрослого (а тем более пожилого) старообрядца, стала выходить из быта. В наше время остались единицы людей, которые знают как правильно шить традиционную похоронную одежду. Также сейчас уже мало кто заказывает им пошив подобного костюма. С уходом последних знатоков эта традиция может окончательно исчезнуть. Поэтому необходимо исследовать, музеефицировать и экспонировать её компоненты. Это позволит обратить внимание на этот объект нематериального наследия семейской культуры со стороны традиционалистски ориентированной части общества, что будет способствовать сохранению и реконструкции утраченных частей.
19. Авторы (составители) материалов об объекте.
А.В. Костров, доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.
20. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.
Фото 1. Смерётный узел в руках хохяйки. с. Куйтун. Фото А.В. Кострова;
Фото 2. Смерётный узел, достанный из сундука. с. Тарбагатай. Фото А.В. Кострова;
Фото 3. Смерётный узел. Тарбагатайский район. Фото А.В. Котсрова;
Фото 4. Смерётная рубаха и сарафан. с. Куйтун. Фото А.В. Кострова;
Фото 5. Стоячий ворот смерётной рубахи. Фото А.В. Кострова;
Фото 6. Вывернутая смерётная рубаха. с. Надеино. Фото А.В. Кострова;
Фото 7. Смерётный сарафан. Тарбагатайский район. Фото А.В. Кострова;
Фото 8. Смерётная кичка. с. Куйтун. Фото А.В. Кострова;
Фото 9. Сорока. с. Куйтун. Фото А.В. Кострова;
Фото 10. Шитые калишти. Тарбагатайский район. Фото А.В. Кострова.