Традиция расшивки особым игольчатым кружевом основания рукавов праздничных женских рубах в Бичурском районе
1. Вид объекта.
Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории.
2. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русские (Семейские Забайкалья).
3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Русский язык (семейский диалект).
4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).
Старообрядчество.
5. Наименование места (мест) бытования объекта.
Бичурский район Бурятии.
6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Бичура, Билютай, Новосретенка, Окино Ключи, Мотня и другие сёла Бичурского района.
7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Республика Бурятия.
8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.
Широта: 50°35′17″ с.ш., долгота: 107°36′07″ в.д.
9. Краткое описание объекта.
Расшивка (семейское «расшивочка», «рашшифка», «рашшиука») – вид игольного полихромного кружева, украшающего стык чехлика и рукава в праздничной рубахе семейской женщины. Помимо использования в качестве элемента декора праздничного костюма применялась для соединения полос домотканых скатертей и квашников. Поликовая рубаха со стоячим воротом, ластовицами, станушкой и расшивкой была не только обязательной частью праздничного костюма семейской женщины, но и одним из маркеров её групповой принадлежности. Фиксируемое многообразие видов расшивки (на данном этапе выявлено 7 видов, предполагающих разные комбинации переплетения нитей), презентует как популярность этого феномена, так и его территориальную специфику. Ранее по виду расшивки на рубахе с большой долей вероятности можно было определить, к какой местности относилась её владелица.
10. Подробное описание объекта.
Исторически старообрядцы являются хранителями древнерусской национальной культуры. Это проявилось в сохранении и развитии традиционного великорусского (северовеликорусского) женского костюма, включающего в себя комплекс, состоящий из рубахи со станушкой, сарафана и других знаковых компонентов (пояс, запон, кичка и др.). Испытывая на себе влияние условий материнских, транзитных и принимающих территорий, а также мод разных эпох, семейский костюм, на фоне сохранения традиционной основы, приобрёл присущий только ему вид. Его важной частью предстала поликовая рубаха со станушкой (нижняя пришиваемая часть). Отличительными чертами верхней части «чехлика» стали: стоячий ворот с петлями для запонки (которую позже сменила пуговица), сборки («боры») у ворота (особенно в задней части), «ошлага» и «ластовицы» на широких рукавах, сужающихся к запястью. Для праздничной рубахи, помимо вышивки по вороту и рукаву (который с конца XIX – начала XX вв. стала делаться машинной строчкой), отличительной чертой является яркая расшивка разными цветами, которая соединяет рукава и чехлик. Помимо эстетизма, подобный декор (как и вышивка) ранее имел и символическое значение, защищая женщину (здоровье вообще и руки в частности) во время общественных праздничных действ. То есть в рамках практик народной культуры он выполнял магически-защитную функцию. На фоне вытеснения элементов архаического и религиозного мировоззрения светской культурой, подобные элементы костюма в большей мере оставили за собой функции маркеров границы группы и эстетического самоутверждения.
Расшивка праздничной женской рубахи семейской женщины представляет собой сплошное игольное кружево, которое создаётся из цветных нитей и соединяет чехлик и рукава. Она может иметь ширину от 0,5 до 2 см. и быть длиной от 30 до 60 и более см. При этом к концам она сужается. Соответственно, расшивка может охватывать всю зону сочленения рукава и чехлика или занимать только верхнюю видимую её часть. Для её создания используется швейная игла и цветные нити разных цветов, которые подбираются по принципам контрастности и гармоничного сочетания. Например, используется повторяющееся сочетание голубого, рыжего, зелёного, синего, жёлтого и красного. Нити заранее отрезаются одинаковой длины, чтобы в результате сменяющие друг друга фрагменты были одного размера. Ранее для выполнения расшивки использовалась «швейка» – специальная конструкция для домашнего рукоделия, включающая в себя лежачую лопасть и стоячую часть (по аналогии с прялкой) с подушечкой в верхней части, к которой крепилось изготавливаемое изделие. В зависимости от территории, предпочтений мастерицы или заказчика, расшивка могла выполняться разными манерами. Как правило, эта манера диктовалась умениями и навыками мастериц конкретной территории, поэтому чаще всего в одной местности большинство встречаемых расшивок выполнены одинаково. Фиксирование же нескольких вариантов связано с обменом (брачным или переселенческим) локальных традиций между разными деревнями (например, в Билютае встретились бичурская и тарбагатайская традиции), а также наличием в конкретной местности мастерицы, умеющей расшивать по-разному. В Бичурском районе доминирует расшивка, представляющая собой череду ярких сменяющих друг друга прямоугольников, которые на старинных рубахах стремятся к квадрату. Их количество, в зависимости от длины расшивки варьируется от 10 до 30. В результате получается декор, формирующий и оформляющий строй рубахи. Он заметно украшает её и несёт информацию об этнокультурной и территориальной принадлежности хозяйки.
Уникальность расшивки семейской женской рубахи обусловлена сложностью истории этой территориально-культурной группы старообрядцев, а также местными модами, имевшими распространение в её среде. Подобная традиция была принесена из европейских регионов страны и получила в Забайкалье своё специфичное развитие. Это привело к тому, что она стала не только одним из высоких достижений женского рукоделия семейских, но и одним из ярких маркеров их культуры, отличающих их костюм (а именно праздничную женскую рубаху) от костюма других групп забайкальского населения.
Народный женский костюм состоит из ряда ключевых компонентов (рубахи со станушкой, сарафана, пояса, запона, кички и др.), каждый из которых имеет специфические параметры и элементы. Утрата этих элементов (например расшивки) ведёт к потере специфики включающего её компонента (рубахи) и, как следствие – к утрате особенностей всего костюмного комплекса. Поэтому подобные аутентичные черты представляют собой большую ценность с точки зрения сохранения костюма как важной части традиционной народной культуры, а также с точки зрения понимания и презентации её особенностей.
11. Предметы, связанные с объектом.
Семейская женская праздничная рубаха.
12. Техники и технологии, связанные с объектом.
Игольчатое кружево.
13. Способы и формы передачи объекта.
Традиция расшивки рубахи передаётся через: сохранение и презентацию (в том числе публичную), интеграцию расшивки ветхих рубах в новые, создание новых рубах с новыми расшивками. Основными каналами трансляции выступают: наследование, пошив, дарение, продажа, показ, изучение и обучение. Отдельной формой передачи традиции является её изучение и тематические публикации, в том числе методические рекомендации, посвящённые выполнению расшивки. Основными институтами передачи традиции являются: семья, творческие коллективы, Районный дом детского творчества, Районный дом культуры и др. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
14. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Основными носителями традиции расшивки женских праздничных рубах являются бичурские мастерицы, воспринявшие эту традицию и передающие её новым поколениям.
15. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Хранителями расшивки являются мастерицы, владеющие этим искусством, старообрядки старшего поколения, берегущие расшитые рубахи, а также народные коллективы, использующие их на своих выступлениях. Также рубахи с расшивкой хранятся в следующих музеях: Школьный краеведческий музей «Родина» (Бичурская СОШ №1), Историко-краеведческий музей им. С.Ю. Широких-Полянского, Этнографический музей народов Забайкалья, Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова и др.
Для сохранения этой традиции необходимо: продолжать работу, направленную на фиксирование бытования, музеефицирование и экспонирование, изучение и особенно обучение новых поколений. Особую роль должны сыграть научные, методические и популярные публикации, продвигающие информацию о ценности этого историко-культурного феномена.
16. История выявления и фиксации объекта.
Летняя (2023 г.) экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ, ВСАПЦ «Согласие» и других организаций).
17. Источники информации об объекте.
Женские рубахи с расшивкой, их фото, интервью носителей традиции. Архив экспедиции БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ, ВСАПЦ «Согласие» и других организаций) 2023 г.
Публикации: Батурина Л.Г. Выполнение расшивки в женском семейском костюме. М.: Эдитус, 2023. 20 с.
18. Современное состояние объекта.
На фоне того, что в большинстве районов проживания семейских расшивка является уходящей или уже ушедшей натурой, имеющей место только в старинных костюмах, в Бичурском районе Бурятии этот вид декоративного народного искусства сохраняется, изучается, используется и передаётся новым поколениям. В результате, новые рубахи, которые шьются местными мастерицами для участников народных ансамблей и всех желающих иметь аутентичный народный костюм, украшаются настоящей семейской расшивкой.
Сохранение феномена осуществляется благодаря разным формам бытования. В частности, этому способствует сбережение в составе старинных костюмов как части исторической памяти и культурного кода семейских. Эти костюмы сохраняются как в музейных коллекциях районного центра (Школьный краеведческий музей «Родина», Историко-краеведческий музей им. С.Ю. Широких-Полянского) и сёл района (школьные и клубные музеи), так и в многочисленных «сундучных» собраниях жителей. Следующими формами бытования являются изучение и обучение, которые осуществляются мастерицами, поддерживающими традицию. Это позволяет реализовывать такие формы как создание и использование в период выступления народных коллективов и других массовых культурных действ.
На фоне постепенного угасания инерции традиционной культуры не во всех районах проживания семейских и их потомков сохраняются техники и технологии воспроизводства знаковых компонентов народного костюма. И хотя он всё ещё востребован в презентационно-эстрадной деятельности, чаще всего используются или ветшающие экземпляры старинной одежды, или его новые упрощённые версии. В связи с этим имеется риск исчезновения традиционной расшивки. Стабилизирует ситуацию сохранение этой традиции в Бичурском районе РБ, которое, тем не менее, требует внимательного отношения в целях поддержания межпоколенной трансмиссии. Поддержка этого вида народного творчества позволит как сохранить этот аутентичный объект в мемориальном и праздничном быту местного населения, так и удовлетворить потребности туристического (в сувенирном его измерении) рынка.
19. Авторы (составители) материалов об объекте.
Костров А.В., доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.
20. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.
Фото 1. Швейка. Бичурский район. Фото А.В. Кострова;
Фото 2. Соединительная расшивка на домотканной скатерти. Музей Родина Бичурская СОШ №1. Фото А.В. Кострова;
Фото 3. Расшивка на старинной рубахе. Музей Родина Бичурская СОШ №1. Фото А.В. Кострова;
Фото 4. Расшивка на старинной рубахе. Музей Родина Бичурская СОШ №1. Фото А.В. Кострова;
Фото 5. Расшивка на старинной рубахе. Бичурский историко-краеведчесикий музей им. С.Ю. Широких-Полянского. Фото А.В. Кострова;
Фото 6. Старинная рубаха с расшивкой с. Бичура. Фото А.В. Кострова;
Фото 7. Расшивка на старинной рубахе с. Бичура. Фото А.В. Кострова;
Фото 8. Расшивка на старинной рубахе с. Бичура. Фото А.В. Кострова;
Фото 9. Расшивка на старинной рубахе с. Бичура. Фото А.В. Кострова;
Фото 10. Расшивки на старинных рубахах. Бичурский район. Фото А.В. Кострова;
Фото 11. Расшивка на старинной рубахе. Бичурский район. Фото А.В. Кострова;
Фото 12. Расшивка на старинной рубахе с. Билютай. Фото А.В. Кострова;
Фото 13. Расшика на страинной рубахе с. Билютай. Фото А.В. Кострова;
Фото 14. Старинная и современная расшивка с. Бичура. Фото А.В. Кострова;
Фото 15. Современная расшивка. Бичурский ДДТ. Фото А.В. Ксотрова;
Фото 16. Рубаха с современной расшивкой с. Билютай. Фото А.В. Кострова.