Традиция создания и использования лестовки (лествицы) – старообрядческих моленных чёток.

Традиция создания и использования лестовки (лествицы) – старообрядческих моленных чёток.

  1. Основное изображение, связанное с объектом.
  2. Вид объекта.

Иные объекты нематериального этнокультурного достояния.

  1. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русские (семейские Забайкалья).

  1. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Русский язык (семейский диалект), церковнославянский язык.

  1. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).

Старообрядчество.

  1. Наименование места (мест) бытования объекта.

Бичурский (и другие) район Республики Бурятия.

  1. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Бичура, Билютай, Новосретенка, Мотня и другие сёла Бичурского района.

  1. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.

Республика Бурятия.

  1. Географические координаты места (мест) бытования объекта.

Широта: 50°35′17″ с.ш., долгота: 107°36′07″ в.д.

  1. Краткое описание объекта.

Лестовка или лествица (семейское «лестоука») – старообрядческие моленные чётки, которые отличает глубокий символизм и духовный смысл. Сбережённая старообрядцами со времён дораскольной Руси, она не сохранилась у других представителей православия. Является одним из известных маркеров старообрядчества и ранее обязательно входила в состав моленного костюма древлеправославного христианина. Представляет собой петлю, сделанную их ткани, кожи, ниток, а также бумаги и других материалов, на которой в виде «лапостков» и «бобочков» выражены основные христианские численные символы. Основной вид – «Исусова» лестовка включает в себя 109 «бобочков»  (9 больших и 100 малых), которые сгруппированы в соответствии с транслируемой символикой (3, 9, 12, 17, 33, 38+2=40). Молитвенно перебирая «бобочки» христианин символически двигается от «Земли» на «Небо».

  1. Подробное описание объекта.

Исторически старообрядцы являются хранителями древневизантийского и древнерусского церковного искусства и символизма. Одним из символических атрибутов стали молитвенные чётки, которые способствовали богослужебным, исихастским и другим практикам. История их бытования берёт начало в древней православной традиции, которая развивалась в дораскольный период и которую в большей мере сохранили поборники древлеправославия. При этом бытование лестовки во многом зависело от региона расселения старообрядцев и как следствие от их территориально-культурной группы. Также определённое влияние на её использование оказывала субконфессиональная принадлежность, то есть интеграция старообрядца в одну из трансрегиональных Церквей-согласий. Например, представители некоторых согласий активно развивали связи со своими столичными центрами и уже к началу XX в. многое, в том числе лестовки, начинали привозить оттуда. Ещё одним важным параметром бытования, наряду с церковным применением, основы которого расписаны в соответствующей старообрядческой литературе («Устав», «Гранограф», «Сказание о лестовке» и др.), является народное восприятие и применение. У семейских к подобной этнографической специфике относится место в келейных, педагогических («лестовка-учитель»),  похоронных и других практиках. 

«Лестовка» (у семейских часто называемая «лестоука»), являясь видом древлеправославных молитвенных чёток, предстаёт символической лестницей («лествицей») на Небо. В её основании помещаются 4 сшитых у основания « лапостка», структура которых несёт символический смысл. Треугольная форма символизирует Троицу, сами «лапостки» 4 евангелистов, ошивка «лапостков» по краям символизирует евангельское учение, а скрытые под ними 7 «передвижек» – 7 христианских таинств. К основанию петлёй пришита лента с расположенными на ней передвижками-«бобочками», в которые помещены свёрнутые листочки с текстом Исусовой молитвы (нередко при производстве заменяемые нарезанными прутиками вербы или берёзы). Петля представляет круг, как символ вечности Бога и молитвы, обращённой к нему. В самом начале и в конце ленты имеется по 3 больших деления-«бобочка», которые называются «аллилуйными» и перебираются в начале и в конце моления по лестовке. Вместе с 3 другими большими, которые на ленте разделяют малые «бобочки» на смысловые группы, они составляют число 9, как символ чинов ангельских. После начальных «аллилуйных» делений находится место, которое называется «Земля», также как перед завершающими находится место, называемое «Небо». После «Земли» помещено 12 «бобочков», символизирующих апостолов. После них 38, которые олицетворяют «38 недель Богомладенца во чреве Богородицы», а вместе с 2 большими «бобочками», находящимися рядом – 40 дней до Вознесения (ещё 40-дневное пребывание и пост Спасителя в пустыне, а также множество ветхозаветных сюжетов, связанных с этим числом). После этого помещаются 33 деления, символизирующие 33 земных года жизни Христа. В завершении находятся 17 делений по количеству ветхозаветных пророчеств о его приходе. Молящийся отсчитывает 12 или 40 «Господи помилуй» на церковной службе с помощью первых двух разделов лестовки, 100 или 109 молитв и поклонов (которые в пост и при епитимьи земные) во время раздельной храмовой или домашней молитвы. Таким образом, он символически поднимается от «Земли» на «Небо», удаляясь от греха и приближаясь к спасению души, как основной цели жизни христианина.

Уникальность семейской лестовки обусловлена сложностью истории этой территориально-культурной группы старообрядцев. Вобрав в себя основы древнерусской церковной и народной культуры, её представители проделали большой территориальный и исторический путь в условиях относительной автономии. Это, в частности, привело к формированию особенностей в производстве, видовом многообразии и формах бытования лестовки. Также характерной особенностью местных лестовок является нередкое «притопление» нижних лапостков под верхними. Это сформировало местный узнаваемый вид, который заметно отличает его от аналогов из других мест. В то время как в других местах проживания последователей староверия помимо «Исусовой» имели распространение другие виды лестовок («Богородичная», «Детская», «Походная» или «Смешанная» и др.), у семейских фиксируется только первая («Исусова»). При этом, если у семейских других районов используется классическая «Исусова» лестовка (содержащая 100 малых и 9 больших бобочков), то в Бичурском районе, наряду с подобной, также фиксируется (особенно среди старинных кожаных местного производства) лестовка с 106 бобочками. Такая структура объясняется тем, что тот, кто их производил и использовал, не делал разделительные крупные бобочки. В результате, помимо начальных и конечных 6 «аллилуйных» общий круг содержит всего 100 бобочков. Это является уникальной ситуацией, в которой проявляется специфика бичурских старообрядцев не только по отношению к старообрядцам других территориально-культурных групп, но и к семейским других районов Бурятии. 

С точки зрения используемых материалов основы для лестовки бичурских семейских характерно распространение трёх основных видов – плетёная из кожи (наиболее  ранний вид), плетёная из кожзаменителя и плетёная из тесьмы. Также здесь имеют место единичные экземпляры, выполненные с использованием бисера. При этом здесь не фиксируется плетёная из нитей и шитая из ткани, получившие распространение у старообрядцев Тарбагатайского района и других территорий расселения семейских.

Активное использование и постепенное исчезновение местных производителей привели к развитию домашней реставрации ветшающих экземпляров. В частности, выявлена реставрация с помощью пряжи, пластыря, ткани и ниток. Также имеются особенности с точки зрения ритуального бытования. В частности, у бичурских староверов, как и у других семейских не выделяется отдельной «смеретной» лестовки, которая у старообрядцев других регионов обычно шилась из белой материи. Местные старообрядцы считают, что хоронить надо с той лестовкой, с которой человек молился при жизни (так как она «является свидетелем молитв»). 

Лестовка – один из символов старообрядчества, а местный её вариант предстаёт узнаваемым атрибутом семейской культуры. И если яркий сарафан, прежде всего, является символом её народного измерения, то молитвенные чётки – религиозно-церковного. Наличие подобного феномена ценно как с точки зрения сохранения цельной религиозно-культурной системы семейских, так и с точки зрения презентации этой группы. Также это ценный ресурс для популяризации семейской культуры и продвижения традиционных ценностей, проявляющихся в религиозном искусстве народов Забайкалья.

  1. Предметы, связанные с объектом (при наличии).

     Подрушник – подушечка-коврик для земных поклонов.

  1. Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии).

Плетение, шитьё ручное.

  1. Способы и формы передачи объекта.

Лестовки сохраняются в быту семейских старшего поколения. Основной причиной сохранения этого феномена является продолжающееся воспроизводство духовной практики счётного моления по лестовке. Каналом трансляции – благословление, полученное отдельными старообрядцами на её производство, продажа и дарение односельчанам, наследование. Помимо местного производства последние десятилетия в Бичурском и других районах Бурятии стали получать  распространение лестовки, произведённые в других регионах России (Московском, Пермском и др.).  Основными каналами трансмиссии этого компонента традиции является семья и приход старообрядческой церкви. Также лестовки представлены в музейных учреждениях разного уровня (в Школьном краеведческом музее «Родина», Историко-краеведческом музее им. С.Ю. Широких-Полянского, Этнографическом музее народов Забайкалья и др.).

 

  1. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Основными носителями традиции изготовления и использования лестовок являются старообрядцы разных деревень Бичурского (и других) района Бурятии, а также местные приходы Русской Древлеправославной Церкви. Для сохранения этого историко-культурного феномена необходимо: продолжать работу, направленную на фиксирование бытования лестовок, их музеефицирование и экспонирование. Особую роль должны сыграть научные и популярные публикации, продвигающие информацию об их ценности.

  1. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Хранителями являются отдельные семейские старообрядцы (прежде всего люди старшего поколения), священнослужитель местных старообрядческих приходов, хранители музеев. Также в качестве хранителей выступают следующие организации: местные приходы Сибирской митрополии Русской Древлеправославной Церкви. Школьный краеведческий музей «Родина» (Бичурская СОШ №1), Историко-краеведческий музей им. С.Ю. Широких-Полянского, Этнографический музей народов Забайкалья, Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, Восточно-Сибирский аналитико-просветительский центр «Согласие» и др.

  1. История выявления и фиксации объекта.

Летняя (2023 г.) экспедиция БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ, ВСАПЦ «Согласие» и других организаций).

  1. Источники информации об объекте.

Интервью носителей традиции и фото лестовок. Архив экспедиции БГУ (временный рабочий коллектив, включающий сотрудников БГУ, БНЦ, ИГУ, ВСАПЦ «Согласие» и других организаций) 2023 г.

Публикации: Костров А.В., Левитина Л.Ф. Текстильные предметы культовой практики семейских старообрядцев в собрании Музея истории Бурятии имени М.Н. Хангалова // Гуманитарные науки в Сибири. 2023. Т. 30. №2. С. 48-57; Костров А.В., Галданова Ю.Ю. Лестовки и подрушники семейских старообрядцев из собрания Этнографического музея народов Забайкалья // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2023. №1 (25). С. 6-16.

  1. Современное состояние объекта.

Сейчас лестовки фиксируются в основном в быту старообрядцев старшего поколения и у священнослужителей. Основной формой бытования является подсчёт молитв при храмовой или домашней молитве. В связи с этим она является важным атрибутом старообрядца при церковной службе, во время которой большую часть времени висит на левой руке, а в определённое время (чтение 12 или 40 раз «Господи помилуй» и др.) берётся в левую ладонь для отсчёта. В домашних условиях, так как «на келейное моление Устава нет», формы бытования более вариативны. Но чаще всего по ней молятся полный круг Христу, Богородице или Николе Чудотворцу в дополнение к ежедневному правилу. Также есть традиция, связанная с епитимьей – счётным молитвенным искуплением за какое-либо совершённое неправедное действо. Этот вид духовного наказания в виде определённого количества молитв и поклонов по лестовке назначается духовным отцом или священником. Помимо этого «лестовка», наряду со «смерётной одёжей», является обязательным атрибутом традиционного похоронного комплекса.

На фоне постепенного угасания инерции традиционной культуры и специфического ренессанса древлеправославия в последние десятилетия, не все маркеры семейской культуры возвращаются к жизни (в религиозном и презентационном виде) в одинаковой мере. В связи с некоторым упрощением культа у семейских лестовка минимизирует свою представленность в их быту. Счёт благословлённых на её производство и занимающихся этим людей идёт на единицы, а сохраняющуюся потребность в новых экземплярах во многом покрывают произведения старообрядческих производственных центров Москвы и других крупных городов. В связи с этим существует риск исчезновения семейской лестовки, имеющей свою специфику создания и бытования. Необходимо проводить работу, направленную на фотофиксацию, описание, музеефикацию, исследование и популяризацию подобных объектов нематериального наследия. Также нужна поддержка этого вида местного ремесла, что позволит как сохранить этот аутентичный объект в быту местных старообрядцев.

  1. Авторы (составители) материалов об объекте.

Костров А.В., доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета, член Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.

  1. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.

 

Объекты нематериального культурного наследия народов района

Обряд поклонения духам местности — «Монголоо эдеэлүүлхэ» «Кормления монгола» у кударинских бурят

Обряд поклонения духам местности - "Монголоо эдеэлүүлхэ" «Кормления монгола» у кударинских бурят

Свадебный обряд застилания постели «Хударайн басаганай заhал табилга»

Свадебный обряд застилания постели "Хударайн басаганай заhал табилга"

Обряд инициации мальчика у кударинских бурят

Обряд инициации мальчика у кударинских бурят

Архиин дуунууд хонгодоров

Архиин дуунууд хонгодоров