Традиция художественного оформления рукописей семейских Бурятии
1. Вид объекта.
Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории.
2. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
русские (старообрядцы / семейские)
3. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
русский / южнорусский диалект
4. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии).
православие / старообрядчество
5. Наименование места (мест) бытования объекта.
Российская Федерация, Республика Бурятия, старообрядческие села Тарбагатайского, Бичурского, Хоринского, Мухоршибирского и Кяхтинского районов.
6. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Села Тарбагатай, Куйтун, Бичура, Хасурта, Мухоршибирь, Никольское.
7. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Республика Бурятия
8. Географические координаты места (мест) бытования объекта.
Тарбагатай - 51°28′50″ с. ш. 107°21′35″ в. д.;Куйтун - 51°31′36″ с. ш. 107°45′27″ в. д.; Бичура - 50°35′11″ с. ш. 107°35′50″ в. д.; Хасурта - 52°16′53″ с. ш. 108°52′18″ в. д.; Мухоршибирь - 51°02′50″ с. ш. 107°49′25″ в. д.; Никольское - 51°11′16″ с. ш. 108°19′28″ в. д.
9. Краткое описание объекта.
Книжно-рукописная традиция отражает «состояние духовного просвещения» в старообрядческом движении. Локальная книжно-рукописная традиция семейских существует в широком современном контексте культурно-исторического наследия сибирского и российского старообрядчества. Рукописные памятники представляют собой сущностный компонент традиционной культуры, тесно связанный с религиозными представлениями. Старообрядцы Забайкалья, культура которых развивалась в условиях взаимодействия с кочевым населением региона, в большой степени восприняли влияние “центральноазиатских” элементов в отношении оформления предметов материальной культуры - декор и роспись жилищ, мотивы украшения одежды, утвари и т.д. Этот же процесс выявлен и в области духовной. С одной стороны, художественное оформление старообрядческих рукописей, найденных в Бурятии, сходно с орнаментикой монголоязычных кочевников Центральной Азии - геометрические, растительные, зооморфные и солярные мотивы. С другой – очевидно, что образцом для местных художников - книжников были каноны, почерпнутые из богослужебных и нравственно-учительных изданий XVI-XIX вв.
10. Подробное описание объекта.
Сложение поэтического образа старообрядческой книги шло в нескольких направлениях. Простейшая и утилитарная забота об организации текста, выделения его композиций (деление на главы, глав – на стихи), своего рода расстановка “опознавательных знаков” для чтеца - вызвали к жизни прежде всего орнаментальное убранство книги. Стремление раскрыть образную сущность текста, передать читателю опыт проникновения в “учительную” сущность слова и соприкосновения с миром эмоций, вызываемых словесным образом, обусловили сюжетные изображения с разной мерой подробности, интерпретировавших слово.
Художественное оформление старообрядческих рукописей – это система специальных, используемых при создании книг приемов и средств, воплощение которых делает книгу своеобразным произведением прикладного и изобразительного искусства. Эти украшения бывают нескольких видов, и выполняют определенную функцию.
Заставки – особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги. Рисуются заставки обычно в ширину книжной страницы и располагаются над текстом. Главный принцип построения заставок – симметрия. Композиция заставки симметрична относительно ее центра.
Ломбарды - разрисованные заглавные буквы, открывающие соответствующий раздел книги. Они разрисовываются в том же стиле и цветовой гамме, что и заставки. Размером ломбарды обычно бывают в половину книжного листа, иногда – больше.
Инициалы – от латинского “initium” – “начало” – заглавные буквы, выделенные контрастным цветом и стилем написания, начинающие новый абзац, страницу внутри главы.
Концовки – художественные узоры, располагающиеся в конце текста, - меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки. Существует несколько видов концовок. Концовки-воронки (текст к окончанию главы сходится в воронку), концовки растительного орнамента, концовки-виньетки, концовки-символы (например, крест).
Полевые украшения – узоры на полях, по терминологии более поздних старообрядческих памятников – цветки.
Вязь – специальный оформительский почерк, в котором слова заглавия переплетаются в узор.
Кроме того, в книжных изданиях встречаются миниатюры или рисунки в красках, часто на особых листах. В основе данного термина лежит латинское “miniatus”, что означает “раскрашенный”. Таким образом, под миниатюрой подразумевалась красочная иллюстрация.
Внутреннее оформление певческих рукописей различных толков (поповских и беспоповских) ориентировано на различные временные и стилевые особенности, традиции. Орнамент гуслицких (поповских) рукописей представляет собой стилизацию под старопечатный. Для него характерен менее детализированный штрих, конструкции из широколистных трав, яркость красок и обилие золота. Обращает на себя внимание стремление гуслицких мастеров придать объемность изображению при помощи штриховки, передающей игру светотени.
Для обеих старообрядческих книжных традиций характерно оформление титульного листа в виде заставки-рамки, содержащей в своей внутренней плоскости название книги. Но если беспоповские рукописи представляют данное название либо вязью, либо орнаментированным полууставом, то для поповских книг характерна исключительно вязь, причем чрезвычайно сложного плетения и, зачастую, выполненная золотом. Еще одно отличие в оформлении титула связано с размещением вертикального изображения стилизованного цветка (часто в кисти руки). Поморские рукописи содержат его только на титуле, справа от рамки; гуслицкие – на следующей странице, справа от текста следующего песнопения. Для последних также характерен крупный орнаментированный инициал, открывающего сборник.
Орнаментальные мотивы в старообрядческих рукописях можно условно разделить на четыре большие группы: геометрические, растительные, зооморфные, солярные.
Наиболее архаичные мотивы - геометрические. Известны забайкальские старообрядческие рукописи, “заставки” и “концовки” которых представляют собой “плетенки” (прямоугольной и округлой форм), сдвоенные ромбы, круги и квадраты-клетки. Забайкальские «многогрешные художники» своеобразно воспроизводили художественное оформление изданий кириллической традиции XVI-XVII вв., где также можно встретить разнообразные “плетенки”, переплетенные ромбы, круги и пр. Видное место в этой группе занимает клетчатое переплетение. На первый взгляд эти мотивы сходны по начертанию с орнаментами монголоязычных народов. Однако, известно, что в орнаментике славян они присутствуют уже с VII в. Семантика изображений иная, чем у кочевников, однако начертание практически идентично.
Мотивы орнамента, условно изображающие листья, цветы и другие растительные элементы, встречаются значительно чаще. Растительный орнамент занимает главенствующее место в художественном оформлении старообрядческих книг и рукописей (что вполне закономерно для представителей земледельческой культуры). Это наиболее обширная и подвижная группа узоров. Ей присущи многочисленные формы из фантастического и реального мира, изображения злаков, пышных букетов, кустов и даже целых деревьев.
В оформлении певческих рукописей часто встречаются полевые украшения в виде цветка. С точки зрения культурологи цветок, являясь своеобразным архетипом “мирового древа”, отражает архаические представления о мироустройстве. В сознании древнего человека мир делится на три части: нижний мир или подземный (преисподняя, мир злых духов), средний (мир живых), верхний мир (мир богов). Каждый из миров соответствует определенной части “древа жизни”: подземный – корень, средний – ствол, верхний – крона. Каждый из миров в художественном творчестве различных народов имеет своего представителя из мира животных, маркирующих его. Подземный мир часто олицетворяет змей, средний – конь, верхний – птица. В этой связи вполне очевидно значение часто встречающегося изображения птицы на вершине цветка. Следует отметить, что цветок в старообрядческих рукописях имеет четко определенное начало. Также, в ряде случаев, у основания цветка изображалась кисть руки, как олицетворение среднего мира, мира людей. Возможно, это, а также отсутствие элементов маркирующих нижний мир указывает на специальное духовное предназначение рукописи, подчеркивает ее “богодухновенность”.
К менее распространенным орнаментальным мотивам относятся стилизованные изображения Солнца и Луны, культ которых был непосредственно связан с земледельческим календарем. Отсюда в оформлении книг изображения солярных знаков. Среди них: круг в различном исполнении, овал в оформлении заставок, косой крест – как вариант элемента заставки.
К зооморфным изображениям относятся рыбы- «символы» Христа (как правило, это были застежки книг, выполняющие роль своеобразного оберега), символы евангелистов (Лука по христианскому канону всегда изображается с крылатым тельцом, Марк – с орлом и т.п.), уже упомянутые выше «райские» птицы (павлинов) – в заставках, концовках или на вершине «цветка».
Антропоморфные мотивы в старообрядческих рукописях представлены символическими изображениями фигур и кистей рук.
Прежде всего, это изображения евангелистов и других «отцов церкви», помещаемые на отдельном листе рукописи. Кроме того, встречаются своеобразные иллюстрации текста Священного писания – Христос и апостолы в момент Преображения, спор с фарисеями в храме, чудеса Богородицы, житийные чудеса и т.п.
Символика орнамента тесно связана с символикой цвета. Цвет зачастую становится знаком-символом объекта, давая дополнительные сведения о сущности явления. Традиционные цвета для старообрядческих рукописей Забайкалья – желтый (золото), красный (багровый), синий, зеленый. В хроматической гамме и в орнаментальных мотивах очевидна связь с таким видом народного искусства, как домовая роспись.
Местной книжно-рукописной традиции около 200 лет. Известны рукописные Евангелия, Апостолы, другие богослужебные книги для общественного и частного богослужения; различного рода сборники и крюковые рукописи. Для Бурятии характерно наличие большого количества «украшенных» рукописей не только литургического формата, но и предназначенных для домашнего чтения (сборники). Однако, в отличие от других районов расселения старообрядцев, в Бурятии крюковые певческие рукописи изготовлены не только на территории нашего региона. В конце XIX века, и особенно в начале ХХ в., после постройки Транссибирской железной дороги в Бурятии появились богато украшенные певческие рукописи, изготовленные в Москве и ее окрестностях (в Гуслицах).
11. Способы и формы передачи объекта.
Оформление старообрядческих рукописей - сложившаяся на протяжении длительного исторического отрезка целостная система. Это предполагает межпоколенную передачу принципов оформления рукописной литературы, определяемого догматическими подходами старообрядческих согласий и толков.
12. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Большую роль в сохранении традиции украшения рукописей сыграл епископ Иркутский и Дальневосточный Афанасий Амурский, имевший резиденцию в с.Тарбагатай. Он многое делал для поддержания рукописной традиции в Забайкалье, заказывая единичные экземпляры певческих и «учительных» книг писцам-самоучкам Ивану Слепенкову (с.Куйтун и Надеино), Сергею Думнову (с.Тарбагатай) и др. Имена “многогрешных художников” можно найти в записях на книгах – Севостьян Акинфьев, Василий Постник, Порфирий Буров, старец Давыд, А. Шитиков, Петр Рыжаков, Спиридон Ерофеев, Иван Слепенков, Роман Ведерников, Макар Иванов, Дмитрий Афанасьев, Иван Кондратьевич Трифонов, Перфил Афанасьев, МаркелЛокотаев, Трофим Боланев, Константин Переплечиков, Яков Павлов В настоящее время продолжателем традиции в определенной степени можно назвать лишь Виктора Филипповича Иванова.
13. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
В данный момент старообрядческие рукописи бытуют в музейном, библиотечном. храмовом и приватном пространстве старообрядцев Бурятии. Форма бытования – сохранение и применение навыков традиционной книжности, принятой у старообрядцев; сохранение и представление в историко-культурном контексте музейными средствами.
14. История выявления и фиксации объекта.
Художественное оформление старообрядческих рукописей Бурятии специально не изучалось. Однако ряд исследователей 2 пол. ХХ – нач. XXI вв. в некоторой степени обращали внимание на систему и отдельные элементы «лицевых» и «украшенных» рукописей старообрядцев региона. Это работы Ф.Ф. Болонева, Г.И. Ильиной-Охрименко, С.В. Бураевой, Т.Г. Казанцевой (Федоренко).
15. Источники информации об объекте.
Основными источниками исследования являются рукописные книги, бытовавшие на территории Забайкалья. Книжные и рукописные памятники, собранные на территории Забайкалья, оказались рассредоточенными по различным государственным, общественным и частным собраниям в основном за пределами региона бытования. Коллекции старообрядческой и кириллической книжности хранятся в 18 музеях и библиотеках Сибири - ГПНТБ СО РАН (г.Новосибирск), Национальной библиотеке Республики Бурятия, Центре восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН, Национальном музее Республики Бурятия, Этнографическом музее народов Забайкалья, муниципальных музеях Тарбагатайского и Бичурского районов, отдельных школьных музеев; частные библиотеки старообрядцев.
Публикации:
Старообрядцы (семейские) Бурятии: ист-культ. энцикл. справ. / Правительство РБ, РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т археологии и этнографии, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии, Бурят. гос. ун-т, Нац. б-ка РБ ; науч. ред. Ф. Ф. Болонев, отв. ред. С. В. Васильева. Улан-Удэ: Изд. дом "ЭКОС", 2015. 264 с.: ил., цв. ил., фот.
Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII–XX вв. М.: ДИК, 2004. 350 с.: ил.
Бураева С. В. Орнаментика в культуре кочевников и старообрядцев Забайкалья: архетипы традиционного сознания // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. - Т.2. – Улан-Удэ, 2001. С.335-339
Бураева С. В. «Многогрешные художники» старообрядческих сёл Забайкалья//Вестник БГУ. Серия 4.История. Выпуск 8. Улан-Удэ, 2004. С.71-80.
Бураева С. В. "Богодухновенные книги" старообрядцев (семейских) Забайкалья. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. 100 с. Библиогр.: С. 96-98.
Бураева С. В. Рукописное наследие забайкальских старообрядцев. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 239 с.: табл. Библиогр.: с. 225-236.
Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX – XX вв. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. 93 с.
Казанцева Т.Г. Певческие рукописи староверов-семейских из собрания Отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН // Семен Ремезов и русская культура 2 половины XVII-XIX вв. К 360-летию со дня рождения С.У. Ремезова (1642-2002). Тобольск, 2005. С. 295-324.
Федоренко Т.Г. Крюковые рукописи старообрядческого периода. Новосибирск, 1999. 58 с.
16. Современное состояние объекта.
На протяжении жизни нескольких поколений основное, базовое содержание культуры старообрядцев-семейских не подвергалось процессу ассимиляции, оно имело тенденцию к консервации, сохранению в неприкосновенности стиля жизни предшествующих поколений - несмотря на значительное обмирщение населения и унификацию культуры в советский период.
“Украшенные” рукописи в Забайкалье изготовлялись вплоть до 1930-х годов, о чем свидетельствуют как писцовые записи, так и архивные документы. Материалы полевых исследований 2022 - 2023 гг. в определенной мере подтверждают тенденцию начала XXI в. - продолжающееся исчезновение традиции изготовления «украшенных» или лицевых рукописей в «семейской» среде. Неуклонной утрате навыков традиции художественного оформления способствуют социальные изменения в жизни. Возрождающаяся религиозность населения носит пока лишь внешний характер. Лишь немногие представители старшего поколения осуществляют не только домашние богослужения (молитвы), но и ежедневное чтение «богодухновенных» книг. Основная масса среднего и молодого возраста ограничиваются посещением церкви (в ряде случаев – уставщика) или домашней молитвой, храня в доме старопечатные книги или рукописи лишь как семейную реликвию сакрального характера. С другой стороны, возможность свободного приобретения старообрядческой литературы, изготовленной типографским способом, также не способствует сохранению традиции.
В данный момент бытуют как в храмовом, так и в музейном, а также в приватном пространстве старообрядцев района. Сохранение и применение навыков оформления традиционной книжности, принятой у старообрядцев бытовало вплоть до 1980-х гг. В настоящее время основная форма бытования - сохранение и представление в историко-культурном контексте музейными средствами. Рукописей, оформленных в наши дни, не выявлено. Исключение составляют рукописи, копирующие оформление ветхих оригиналов, выполненные Виктором Филипповичем Ивановым.
17. Авторы (составители) материалов об объекте.
Светлана Валерьевна Бураева, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ИМБТ СО РАН, руководитель музея БНЦ СО РАН.
18. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.
1. Апостол. Рукопись. кон.XIX в. с.Тарбагатай. Фото С.В. Бураевой
2. Рукописный сборник с оформлением в растительных мотивах. Фото С.В. Бураевой
3. Система художественного оформления. Апостол. Рукопись. кон.XIX в. Тарбагатайский р-н. Фото С.В. Бураевой
4. Часовник. Рукопись. Нач. ХХ в. Писец - Иван Слепенков. Фото С.В. Бураевой